Методологический инструментарий в социологическом исследовании субкультурных явлений

Материалы » Формирование субкультуры аниме среди молодежи » Методологический инструментарий в социологическом исследовании субкультурных явлений

Страница 2

Наилучшие результаты исследований будут достигнуты, если применять так называемую «мягкую» или «качественную» методологию, которая приобрела большую популярность в последние годы. Речь идет о «жизненных» описаниях, изучении фактов в отличие от «безжизненных» научных схем. Дело не только в том, что «качественная» методология предполагает разработку правил проведения исследования по ходу самого исследования. Как альтернативную программу, противостоящую традиционным «жестким» методам, «качественную» методологию можно трактовать как симптом.[19] Холремонт ру holremont.ru.

К качественныем методам исследования субкультурных явлений относятся участвующее наблюдение и биографические интервью. Анализ биографических интервью дает возможность проследить процессы самоидентификации информантов как приверженцев той или иной субкультуры, прояснить вопросы, связанные с социальными нормами, стереотипами и внутренними границами субкультуры. Участвующее наблюдение позволяет сопоставить то, что говорят о себе участники, с их поведением, а также понять характерный сленг и характер социальных отношений в группах. Чтобы избежать ложных интерпретаций, практикуются повторные интервью на протяжении некоторого времени.

Для изучения молодежной субкультуры необходим не только теоретический анализ термина, не только анализ молодежной субкультуры как явления социальной жизни, но и конкретные социологические исследования. И, прежде всего, исследования направленные на изучение молодежных субкультур как социо-культурного феномена.

Наиболее эффективным для этого является использование качественных методов, а именно метода фокус-групп. Качественные методы, в отличие от количественных, дают возможность для более глубокого и полного понимания и объяснения социальных явлений, что особенно ценно при исследовании молодежной субкультуры. Другая положительная сторона качественных методов исследования состоит в том, что наборы альтернатив, предлагаемые любыми формализованными опросами, могут не совпадать с имеющимися в сознании респондента категориями, которыми он оперирует при восприятии и оценке того или иного явления. Хотя в результате исследования респондент принимает и оценивает предложенную ему структуру, исследователь, тем не менее, получает неполную информацию.

Качественные методы создают условия для наблюдения за значениями индивида, что особенно полезно при изучении культурных явлений. В дополнение к функциональной ценности информации люди наделяют ее значением, т.е. как-то относятся к ней и к коммуникаторам. У людей формируются образы различных социальных явлений. В ситуации качественного исследования максимально приближенной к жизненной, респондент, свободно высказывающий свое мнение, решает творческую задачу представления своих образов в том виде, в котором они влияют на мотивацию. Качественное исследование помогает открыть мотивационные аспекты поведения человека, его ожидания, представления, ценности и т. п. И сделать их доступными для творческого процесса. Использование групповых форм работы делает качественные методы более экономичными и эффективными. Тем более что цель исследования - описание той или иной молодежной группы как субкультурного сообщества, в этом аспекте групповые формы работы представляются наиболее уместными.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Роль гиппокампа
память заболевание психика Гиппокамп — это часть лимбической системы головного мозга. Участвуют в механизме формирования эмоций, помогают переходу кратковременной памяти в долговременную. Гиппокампы используются для обработки и хранения ...

Развитие социальных эмоций в подростковом возрасте
Общий рост личности подростка, расширение круга его интересов, развитие самосознания, новый опыт общения со сверстниками, как правило, ведут к интенсивному росту социально ценных побуждений и переживаний . Подросток острее испытывает соч ...

Методы предупреждения конфликтной ситуации
При коррекции и оптимизации межгрупповых отношений мы использовали игру. Этапы социально-психологической помощи. Развитие любой групповой и межгрупповой деятельности проходит ряд стадий, или фаз. Для межгрупповой адаптации характерна с ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru