Учебная деятельность

Материалы » Особенности психических процессов в младшем школьном возрасте » Учебная деятельность

Страница 2

При совместной работе со сверстниками равноправное общение обогащает ребёнка опытом контрольно-оценочных действий и высказываний. Анализируя взаимодействие детей в экспериментальном классе, Г.А. Цукерман выделила две характеристики учебной деятельности.

1. Независимость от взрослого способствует децентрации, что ведёт к рефлексии

2. Обращённость не столько на результат, сколько на способ своих и партнёра действий. В ходе обсуждения отмечался высокий мотивационный уровень учащихся.

Развитая форма учебной деятельности есть такая форма, в которой субъект ставит перед собой задачи собственного изменения. Именно в этом и состоит цель обучения – изменить ученика.

А. П. Усова выделила три уровня развития учебных умений и действия контроля и соответственно три уровня учебной деятельности (Приложение 2):

1 уровень – дети, которые активно применяют даваемые им указания в своей работе; спрашивают о том, что непонятно; могут правильно, исходя из критериев, даваемых педагогом, оценивать как свою работу, так и работу товарища. У этой группы не наблюдалось механического подражания другим детям.

2 уровень – все признаки овладения детьми учебной деятельностью ещё не стойки. Но вместе с тем они уже могут обучаться, хотя и возможны всякие отклонения и возвраты на более низкий уровень учебной деятельности.

3 уровень – дети, характеризующиеся чисто внешней дисциплинированностью на занятии, но без каких-либо признаков учебной деятельности.

Почему же одни дети могут овладевать учебной деятельностью, а другие испытывают затруднения? Психологи выделяют несколько причин.

1.Дети с признаками умственной отсталости и различного рода задержками психического развития.

В качестве диагностической процедуры для такой дифференциациации рекомендуется тест Векслера, содержащий, как известно, критерии «тяжёлого интеллекта» и «умственной отсталости».

2. Дети с локальными поражениями центральной нервной системы, следствием чего бывают нарушения речи, счёта, моторики, механической памяти.

3.Дети с педагогической запущенностью. Эти случаи усугубляются обычно ещё и недостатками семейного воспитания, неблагополучием в семье.

Эффективная работа с такими детьми может осуществляться в специальных группах (например, продлённого дня), где основное внимание должно уделяться не дополнительным занятиям по программе, а общему развитию детей, расширению их кругозора.

4.Интеллектуально пассивные дети.

5.Дети с плохим здоровьем (наличие аллергий, гастроэнтерологических заболеваний, устойчивых головных болей, миопатии, авитаминоза и др.)

6.Дети, у которых не сформирована внутренняя позиция школьника.

А) Это дети, у которых преобладают игровые мотивы.

Б) У ребёнка ярко выражено отрицательное отношение к школе и нежелание учиться, ребёнок активно сопротивляется учению. Практика показывает, что это чаще всего бывает в трёх случаях:

Во-первых, когда ребёнок в дошкольном детстве не приучен ограничивать свои желания, преодолевать трудности, и у него сформировалась своеобразная установка на «отказ от усилия». Поскольку школа требует от ребёнка постоянных усилий, преодоления трудностей, то у него возникает активное противодействие учению.

Во-вторых, активное нежелание учиться встречается у тех детей, у которых дома заранее сформировали страх перед школой («вот пойдёшь в школу, там тебе покажут!»)

В-третьих, у тех, которым, напротив, рисовали школьную жизнь (и будущие успехи ребёнка) в радужных тонах. Столкновение с реальностью в этих случаях может вызвать настолько сильное разочарование, что у ребёнка возникает резко отрицательное отношение к школе. Наиболее сложными при этом являются такие случаи, когда нежелание учиться возникает на фоне общей педагогической запущенности ребёнка.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru