Возникновение и формирование взаимоотношений в малой группе

Материалы » Влияние лидерских качеств баскетболисток 13-15 лет на эффективность тренировочной деятельности » Возникновение и формирование взаимоотношений в малой группе

Страница 1

Перед спортивной группой как формальной организацией с момента ее возникновения стоят конкретные и четкие задачи, на выполнение которых нацелены как тренер, так и весь коллектив.

Деятельность по выполнению поставленных задач заставляет тренера и рядовых членов команды взаимодействовать, кооперировать свои усилия, искать и устанавливать личные, деловые (формальные) контакты, которые являются первым и основным условием возникновения формальных (деловых) отношений. В ходе общения устанавливаются, сохраняются и изменяются отношения между участниками совместной деятельности [12].

В процессе формализованных совместных действий благодаря личным контактам и общению делового характера постепенно возникают контакты и связи, окрашенные эмоциями, симпатиями, взаимным интересом друг к другу, т. е. возникают неформальные отношения.

Возникновение и формирование межличностных отношений в спортивных коллективах происходят в соответствии с общими закономерностями формальных организаций и проходят сложный, но всегда однонаправленный путь, который можно разбить на несколько этапов:

· возникновение потребности и ее осознание;

· превращение потребности в стойкий интерес к той или иной деятельности, способной удовлетворить возникшую потребность;

· сравнение и оценка своих возможностей, способностей с требованиями той деятельности, в которой надлежит принять участие для удовлетворения потребностей;

· формирование мотива поведения, направленного на поиск деятельности, способной удовлетворить возникшую потребность;

· установление контактов и связей с тренером и спортсменами в процессе деятельности; возникновение формальных, взаимоотношений, способствующих удовлетворению потребности;

· возникновение симпатий, предпочтений, дружбы, общих интересов и увлечений на основе формальных взаимоотношений; формирование неформальных отношений [23].

Взаимоотношения в спортивной группе делятся на отношения между спортсменами (горизонтальный уровень), или взаимоотношения в системе «спортсмен - спортсмен», и отношения спортсменов с тренером (вертикальный уровень), или взаимоотношения в системе «тренер - спортсмен».

Каждый из этих видов взаимоотношений может, в свою очередь, делиться на формальный и неформальный.

Формальная структура отношений в команде создается и процессе учебно-тренировочной и соревновательной деятельности благодаря приказам, распоряжениям, указаниям вышестоящих организаций и требованиям тренера, регламентирующим процесс взаимодействия и взаимоотношении членов команды в этой деятельности. Предполагается, что строгое соблюдение правил и инструкций членами команды гарантирует им удовлетворение их личных потребностей, потребностей тренера и вышестоящих организаций. Однако, чтобы успешно функционировать, формальная организация, каковой является команда, должна предусматривать определенные «допуски» в своей структуре, «степень свободы» для развития связей, основанных на симпатии, взаимном предпочтении, общих интересах и потребностях. Эти нерегламентированные, спонтанно возникающие взаимоотношения, нормы поведения и действия получили в психологии название неформальных отношении.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Общая характеристика дошкольного возраста в психологической литературе
Дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании, т. к. является возрастом первоначального становления личности ребенка. В дошкольном возрасте мир ребенка уже, как правило, неразрывно связан с другими детьми. И чем старше стан ...

Основание эмпирической психологии в творчестве Джона Локка
эмпирический психофизический параллелизм познание Настоящим «отцом» эмпирической психологии является Джон Локк (1632— 1704), выдающийся английский философ, педагог, врач по образованию, крупный политический деятель, идеолог революции 168 ...

Особенности восприятия дошкольником воспитателя, влияние воспитателя на развитие личности дошкольника
Восприятие ребенком воспитателя по Петровскому. 1. ребенок демонстрирует атрибутику воспитательской власти т. к воспитатель рассматривается как властелин , который доминирует. 2. Эффект смещения существенного и несущественного в образе ...

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru