Заключение

Материалы » Выявление возможностей коррекции общения детей 5–6 лет в условиях детского сада » Заключение

Страница 1

Экспериментально исследование показало, что в дошкольном возрасте на фоне благоприятной обстановки детского сада могут создаться условия, являющиеся «патогенными» для развития личности ребенка. Подобная ситуация возникает в случаях, когда имеется противоречие: между требованиями сверстников и объективными возможностями ребенка в игре (последние оказываются ниже требований) или между ведущими потребностями ребенка и сверстников (потребности находятся за пределами игры). В обоих случаях речь идет о несформированности ведущей игровой деятельности дошкольников, его операциональной и мотивационной сторон, что способствует развитию трудностей в общении и последующему выпадению ребенка из совместной жизни дошкольной группы. Данные нашего исследования подтверждают существование трудностей общения, подробно описанных в работе А.А. Рояк (1988). Исследование, проведенное в современных условиях, показало, что проблема общения и в наше время стоит все так же актуально и остро. По-прежнему в детских садах существуют дети, испытывающие трудности в общении (нами выявлено 27% таких детей в группе 5 – 6 лет); по-прежнему на них мало обращают внимание педагоги и сверстники и по-прежнему они нуждаются в особых условиях развития.

Наш опыт показал, что в результате целенаправленной работы с такими детьми трудности их устранимы. В результате проведения шестнадцати специально организованных коррекционных занятий нам удалось добиться достижения 5% детей – высокого уровня общения, а 22% - среднего.

Следует помнить, что за видимыми симптомами скрываются более глубокие причины. Очень часто за малообщительностью и агрессивностью в поведении стоят:

¶ недостаточность развития игровых умений и навыков;

¶ наличие отрицательных мотивов взаимодействия со сверстниками или же их несформированность.

Следует обращать особое внимание как на детей, которые держатся в стороне от сверстников, не проявляя интереса к совместной деятельности, так и на детей, постоянно конфликтующих в игре. Наличие того или иного поведения может свидетельствовать о развитии у ребенка психологического конфликта (внутреннего или внешнего) и влечет за собой необратимые последствия.

Наше исследование в очередной раз подтверждает мнение о том, что воспитание и развитие в кругу сверстников в детском саду не является само по себе гарантом благополучия ребенка. Мы убедились, что ограничение возможностей ребенка в удовлетворении жизненно важной потребности в общении со сверстниками, реальное явление, которое необходимо учитывать при работе с детьми, поскольку трудности в общении 5 – 6-летних детей могут привести к глубоким дефектам в развитии личности.

Выявить детей с трудностями в общении помогут как методики, предложенные в данном исследовании, так и систематическое организованное наблюдение за поведением детей.

При обнаружении детей, испытывающих трудности в общении, необходимо тщательно продумать этапы работы с ними. Планируя коррекционную деятельность, необходимо предварительно создать условия для максимальной реализации возможностей детей. Возникновению интереса к игровой деятельности со сверстниками способствуют такие приемы, как совместные прогулки, экскурсии, изготовление атрибутов к коллективным играм, поощрения речевых успехов отдельных детей. Следует всячески поощрять изменения в поведении таких детей, воспитывать и развивать их не только в специально организованной деятельности, но и в реальных, жизненных ситуациях, в свободной игровой деятельности.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Представления о подростковом возрасте в различных подходах
Подростковый возраст обычно характеризуют как переломный, переходный, критический. Подростковый возраст возник достаточно недавно в связи с усложнением жизни общества. Французский этнограф и историк Ф. Ариес [25] предположил, что подростк ...

Проблема личности в социальной психологии
Для социальной психологии важно понять личность как взаимодействующего и общающегося субъекта. Все приобретенное личностью в процессе социализации, все сформированные у нее социальные установки не являются чем-то застывшим, но подвергаютс ...

Природные источники инфразвука
Ни для кого не секрет, что окружающая нас среда буквально пронизана инфразвуковыми колебаниями, среди природных источников инфразвука называют волны, землетрясения, ураганы, извержения вулканов, резкие колебания давления в атмосфере и пр. ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru