Основы коррекции общения детей в условиях детского сада
Результаты исследований подтверждают факты о том, что игра является одним из мощнейших воспитательных и коррекционных средств (Буре, Меджерицкая и другие).
А.А. Осипова выделяет психологические механизмы коррекционного воздействия игры.
1. Моделирование системы социальных отношений в особых игровых условиях, следование их ребенком и ориентировка ребенка в этих отношениях.
2. Изменение позиции ребенка в направлении преодоления познавательного и личностного эгоцентризма и последующей децентрации, благодаря чему происходит осознание собственного «Я» в игре и возрастает мера социальной компетентности и способности к разрешению проблемных ситуаций.
3. Формирование (наряду с игровыми) реальных отношений как равноправных партнерских отношений сотрудничества между ребенком и сверстником, обеспечивающий возможность позитивного личностного развития.
4. Организация поэтапной отработки в игре новых адекватных способов ориентировки ребенка на выделение ребенком переживаемых эмоциональных состояний и обеспечение их осознания благодаря вербализации и, соответственно, осознание смысла проблемной ситуации, формирование ее новых значений.
5. Формирование способности ребенка к произвольной регуляции деятельности на основе подчинения поведения системе правил, регулирующих выполнение роли.
К использованию игры в непосредственно психокоррекционных целях обращались многие отечественные исследователи – практики (Л. Абрамян, 1986; А. Варга, 1989; И. Выготская, 1984; А. Захаров, 1988; А. Спиваковская, 1988 и другие). Игра коррегирует подавляемые негативные эмоции, увеличивает диапазон доступных действий с предметами. К одним из показателей к проведению игротерапии, рекомендованными А.А. Осиповой, относятся замкнутость, малообщительность, нарушения поведения, то есть симптомы, причиной которых являются трудности в общении.
Таким образом, игра является в дошкольном возрасте не только ведущим видом деятельности, но и универсальным средством коррекции личностного развития. Игра - это то средство, где воспитание и коррекция переходят в самовоспитание и самокоррекцию.
Еще по теме:
Механизм перцептивной защиты
Будучи разновидностью психологической защиты, перцептивная защита выступает одним из проявлений взаимодействия субъекта с окружением и является способом оградить личность от травмирующих переживаний, защитить от восприятия угрожающего сти ...
Анализ и интерпретация полученных данных
Наша работа посвящена выявлению сценарной проекции студентов технического университета. Так же наша цель была в определении эмоциональных барьеров в межличностном общении в юношеском возрасте.
Соотнесение полученных результатов дает нам ...
Формирование общей
эмоциональной направленности
В юношеском возрасте, как правило, происходит формирование общей эмоциональной направленности личности, то есть закрепление иерархизации собственной ценности тех или иных переживаний.
Эмоции играют важнейшую роль в формировании, закрепле ...