Понятие “синдром эмоциональное выгорание”. Симптомы эмоционального выгорания

Материалы » Тренинг эмоциональной саморегуляции, как способ снижения уровня эмоционального выгорания у учителей » Понятие “синдром эмоциональное выгорание”. Симптомы эмоционального выгорания

Страница 3

-невозможность влиять на принятие решений, двусмысленные требования к работе,

-бесперспективность деятельности,

-необходимость внешне проявлять эмоции не соответствующие реалиям,

-отсутствие интересов вне работы.

Итак, основная причина развития СЭВ – несоответствие между личностью и работой, между высокими требованиями руководителя и реальными возможностями работника.

Все сказанное в полной мере относится к деятельности учителя. Современная школа предъявляет повышенные требования к качеству работы учителя, устанавливает жесткий контроль за деятельностью, ограничивая учителя рамками государственного образовательного стандарта и программы. Но отсутствие должного вознаграждения за работу переживается учителем как непризнание его труда, что приводит к эмоциональной апатии, снижению эмоциональной вовлеченности в дела коллектива, возникновению чувства несправедливости, и в итоге, к эмоциональному выгоранию.

Синдром эмоционального выгорания проявляется в следующих симптомах, выделенных К.Маслач. Она разделила симптомы эмоционального выгорания на физические, поведенческие и психологические.

К физическим относятся:

-утомление,

-одышка,

-бессонница,

-увеличение или снижение веса,

-частые головные боли,

-заболевания желудочно-кишечного тракта.

Поведенческие симптомы:

-профессионал рано приходит на работу и поздно уходит,

-поздно приходит на работу и рано уходит,

-берет работу на дом,

-злоупотребление алкоголем.

Психологические симптомы:

-наличие неосознаваемой тревоги,

-чувство обиды или вины,

-легко возникающее чувство гнева,

-неуверенность,

-чувство разочарования в работе и в себе,

-излишняя раздражительность,

-нежелание принимать самостоятельные решения,

-негативная установка на жизненные перспективы,

-чувство недовольства результатами работы,

-ригидность,

-чувство скуки,

-желание дистанцироваться от субъекта деятельности.

Следует еще раз подчеркнуть, что синдром эмоционального выгорания характерен для высокострессовых профессий. К числу таковых относится профессия учителя. Поскольку учителю каждый день приходится работать с сотнями учащихся (несколько классов в день по 30 человек), а от учителя требуется личностно-ориентированный подход, логичным будет в этой ситуации переживание эмоционального стресса, связанного с невозможностью индивидуально работать с каждым учащимся и как итог этого – эмоциональное выгорание.

Страницы: 1 2 3 

Еще по теме:

Инициатива, инициативность. Творческая инициатива и её уровни
Формирование гармонично развитой личности, воспитание ее социальной направленности представляет собой важную задачу детской психологии и дошкольной педагогики. Развитие самостоятельности, как одного из критериев инициативы, исследовали Г. ...

Развитие речи в онтогенезе
Давно уже доказано, что ребенок способен освоить речь, только если находится в социуме, только если подхватит общечеловеческую эстафету языка. В истории достаточно примером, когда дети, выросшие среди животных, осваивали сигнальную систем ...

Мотивационная сфера личности
Рассматривая мотивацию человека как психологический феномен, ученые столкнулись со многими трудностями, однако, прежде всего, возникла терминологическая неясность: термины "мотивация" и "мотив" понимаются и как синоним ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru