Особенности межличностного конфликта

Материалы » Взаимосвязь внутриличностных и межличностных конфликтов » Особенности межличностного конфликта

Страница 1

В обыденной речи понятие конфликта используется применительно к широкому кругу явлений – от вооруженных столкновений и противостояния различных социальных групп до служебных или супружеских разногласий. В исследовании, посвященном изучению семантического поля понятия «конфликт», был выявлен приписываемый ему достаточно объемный синонимический ряд, включающий, например, такие слова как «диспут», «раздор», «сражение», «ссора», «спор» и др. [2, 10].

Наиболее распространенным в западной науке является определение Л. Козера: «Социальный конфликт может быть определен как борьба из-за ценностей или претензий на статус, власть или ограниченные ресурсы, в которой целями конфликтующих сторон являются не только достижение желаемого, но также и нейтрализация, нанесение ущерба или устранение соперника» [22, 136]. И хотя оно существует уже не одно десятилетие, определение Л. Козера по-прежнему применяется к широкому диапазону конфликтных явлений – от межгосударственных до межличностных.

Употребление термина «конфликт» встречается при разработке проблем психологии личности в общей, медицинской психологии, социальной психологии, психиатрии, педагогике. Конфликты рассматриваются зарубежными психологами преимущественно в духе традиций психоаналитического представления о природе индивида и общества с позиций гештальтпсихологии (К. Левин, 1931), с бихевиористских позиций (К.Л. Хэлл, 1938; Н.Е. Миллер, 944). По мнению Древера, например, конфликт есть столкновение между несовместимыми импульсами или желаниями, как правило, производящее эмоциональное напряжение, часто чрезвычайно неприятное, ведущее, согласно психоаналитической теории, к подавлению одного из импульсов [6]. В современно американской психологии интрапсихические конфликты между восприятиями, знаниями, установками на когнитивном уровне изучаются в рамках теории баланса, диссонанса [8, 63]

В самом общем смысле под конфликтом понимают столкновение различных, как субъективных, так и объективных тенденций в мотивах, отношениях, действиях и поведении личностей, групп и других объединений [20, 41]. Конфликты неизбежны и необходимы ввиду диалектического единства общего, особенного и единичного; как конкретное выражение всеобщего закона единства общего, особенного и единичного; как конкретное выражение всеобщего закона единства и борьбы противоположностей; как движущая сила развития личности, общества. Социальный конфликт, по определению Яна Щепальского, «это столкновение, вызванное противоречиями установок, целей и способов действия по отношению к конкретному предмету или ситуации» [11,8]. Конфликты не обязательно антагонистичны, когда партнеры становятся противниками. Согласно мысли, развиваемой Б. Гурнеем, конфликты могут происходить в рамках сотрудничества, соперничества участников общения при их объединении общими целями, интересами. Для возникновения конфликта достаточно расхождения точек зрения по важным вопросам, невозможности удовлетворить различные потребности, запросы одновременно [5, 66]. Социальное развитие не мыслиться без цепи более или менее успешно разрешаемых конфликтов. Сам конфликт всегда осознан, но его мотивы для субъекта не всегда ясны и осознаны

Психологи различают положительные, продуктивные и отрицательные, деструктивные функции конфликтов [1,27]. Определенное состояние психического напряжения человека – предпосылка, условие или результат возникновения конфликта внутри личности, между людьми, причем теоретически и экспериментально доказана необходимость того или иного уровня психического напряжения личности для развития, активации психики. Это напряжение может сопровождаться не только отрицательными, но и положительными эмоциями (А.Ф. Лазурский, Г. Селье). Перенапряжение нервно-психических процессов, невроз, возникающий при крайнем обострении конфликтов, объясняются В.Н. Мясищевым с позиций павловской теории ВНД как «несоответствие трудности внешних задач и внутренних возможностей нервной системы» [21, 70]. Межличностные же отношения определяют «трудность внешних задач», их социальную, личностную значимость. В.Н. Мясищев, подчеркивая социальную обусловленность неврозов, психических срывов, указывает на то, что «специфическим для неврозов является именно то, что они представляют болезненные изменения, вызываемые непосредственно влиянием индивидуальных отношений и взаимоотношений людей» [19]. Социальных психологов интересуют внутриличностные и межличностные конфликты.

Исследование сложной социально-психологической природы межличностных конфликтов требует применения комплекса разноуровневых критериев качественно-количественной характеристики этих конфликтов. Такими критериями могут быть[9, 103]:

а) критерии личностной социально-психологической мотивации конфликта: неудовлетворенность потребностей личностей в общении, самоутверждении, саморазвитии, оценке, признании, а также их притязаний на определенный социально-психологический статус в группе, например на роль лидера; несовместимость ролей, потребностей человека при данном общении с людьми;

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Основные направления развития личности
Как говорят, «Личностью не рождаются. Личностью становятся». Многие психологи согласны с такой точкой зрения. Человек не рождается сразу с готовым характером. Существуют два основных направления развития личности: 1) физическое развитие ...

Что может дать секта
Стремясь к поддержанию действенного влияния на самых разных людей, мировая религия не может противоречить реалиям общественной жизни. Только путем снижения требований к непрерывному эмоциональному накалу верующих возможно многовековое сох ...

Детско-родительские отношения на разных уровнях развития обществ
подростковый эмоциональный межличностный профессиональный Родительское отношение к ребенку представляет собой культурно – исторический феномен, исторически изменчивое явление, которое находится под влиянием общественных норм и ценностей ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru