Методы предупреждения конфликтной ситуации
1-й этап. Разминка.
Занятие начинается с общей разминки. Ее задача: сбросить инертность физического и психического самочувствия, поднять мышечный тонус, разогреть внимание и интерес персонала организации к совместному занятию, настроить группы на активную работу и контакт друг с другом. Для решения этой задачи выполняется несколько упражнений – игр на внимание или подвижная игра.
2-й этап. Мимические и пантомимические этюды.
Задача: выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психического довольства или недовольства. Модели выражения основных эмоций (радость, удивление, интерес, гнев). Группы знакомятся с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, походкой.
3-й этап. Игры и этюды на выражение отдельных качеств характера и эмоций приемлемых для оптимальной межгрупповой адаптации.
Задача: выразительное изображение чувств, порождаемых социальной средой (жадность, доброта, честность), их моральная оценка. Модели поведения персонажей с теми или иными чертами характера. Закрепление и расширение уже полученных детьми ранее сведений, относящихся к их социальной компетенции. При изображении эмоции внимание групп привлекается ко всем компонентам выразительных движений одновременно.
4-й этап. Игра и этюды, имеющие психотерапевтическую направленность на каждую группу.
Используются мимические и пантомимические способности сотрудников для предельно естественного воплощения в заданный образ.
Задача: коррекция настроения и отдельных черт характера сотрудников организации, тренинг моделирования стандартных ситуаций.
5-й этап. Окончание занятия, психомышечная тренировка.
Задача: снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, закрепление положительного эффекта, стимулирующего и упрядочивающего психическую и физическую активность групп, приведение в равновесие их эмоционального состояния, улучшение самочувствия и настроения.
Игры-релаксации
В любой профессии, изобилующей стрессогенными ситуациями, важным условием сохранения и укрепления психического здоровья работника выступает его умение вовремя «сбрасывать» напряжение, снимать внутренние зажимы, расслабляться. В течение 2-5 мин, затраченных на выполнение психотехнических упражнений, сотрудник может снять усталость и обрести состояние внутренней свободы, стабильности, уверенности в себе. Выполняя эти упражнения, он принимает своеобразный «психологический душ», очищающий психику и способствующий быстрому и эффективному отдыху.
Перечень таких игр: «Внутренний луг», «Пресс», «Дерево», «Настроение», «Пословицы», «Воспоминания» «Книга», «Мария Ивановна», «Голова», «Руки», «Я-ребенок», «Открытость», «Ритм», «Я-резервуар».
Адаптационные игры
Используются в период адаптации к профессиональной деятельности, смене коллектива, после длительного перерыва в работе, каникул. Они способствуют развитию самоконтроля и волевых процессов. Упражнения проводятся за 15 мин до начала каких-либо важных дел.
При этом используются игры: «Фокусировка», «Дыхание», «Психоэнергетический зонтик», «Распределение внимания», «Переключение внимания», «Животное», «Эмоция».
Игры-формулы
Используются для вербального самовнушения. Формулы могут произноситься про себя или вслух при подготовке к занятию, в процессе рабочего дня, перед трудной ситуацией Произнесение формул необязательно проводится точно по тексту. Можно проявлять индивидуальные вариации и отступления в виде выбора стиля формул, слов, длительности фраз и т.п. Важно иметь четкий язык формулировки самоприказа. Тексты формул самовнушения составляются заранее, но иногда могут использоваться спонтанные самоприказы, возникающие в ситуации «здесь и теперь».
Еще по теме:
Интерпретация некоторых символов в детском рисунке
Более полная расшифровка деталей может основываться на символическом значении представленных образов.
Например, молния может символизировать начало нового цикла в развитии и драматические изменения в жизни человека. Радуга, нередко возни ...
Кинесические средства общения
Наиболее значимые – кинесические средства – зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении. К кинесике относятся выразительные движения, проявляющиеся в мимике, позе, жесте, взг ...
Проблема периодизации пожилого и старческого возраста
Традиционно проблема самоопределения связывается с подростковым возрастом, когда практически все подростки и юноши размышляют о своей будущей профессии, а главное – о своем месте в обществе. Однако, в каждом возрасте и для каждой культурн ...