Монистические представления о сущности мотива

Материалы » Сравнительный анализ учебной и профессиональной педагогической мотивации » Монистические представления о сущности мотива

Страница 2

Таким образом, различные соотношения между мотивом и побуждением, декларируемые разными авторами, можно представить в виде следующих схем:

мотив - побуждение – действие (Х.Хекхаузен),

побуждение (мотив) – действие (В.И.Ковалёв),

побуждение – мотив – действие (А.А.Файзулаев).

Е.П.Ильин подчёркивает, что ограниченность этих схем очевидна. Если оторвать побуждение от мотива то он теряет побудительную силу и говорить о нем становится просто бесмыссленным. В то же время свести мотив только к побуждению тоже нет достаточных оснований. Мешает принятию побуждения за мотив и то, что у человека имеются поступки, связанные с обоснованным (мотивированным) отказом что-то делать. Причина отказа есть, а побуждения к действию нет. Поэтому трудно согласиться с утверждением, что мотив – только то, что заставляет человека действовать. В соответствии с мотивом можно и бездействовать. Такие мотивы называют отрицательными

[16].

Мотив как намерение

Намерения рассматриваются Л.И.Божович в качестве побудителей поведения в тех случаях, когда принимаются решения. При этом она отмечает, что намерения возникают на базе потребностей, которые не могут быть удовлетворены прямо и требуют выполнения промежуточных звеньев, не имеющих своей собственной побудительной силы. В других источниках авторы отмечают, что намерение формируется тогда, когда цель деятельности отдалена и её достижение отсрочено, и что оно является результатом влияния потребности с одной стороны, и интеллектуальной активности человека, связанной с осознанием цели – с другой стороны. Таким образом, в намерении подчеркивается интеллектуальная сторона возникающего побуждения, приводящая к принятию человеком решения, в намерении наиболее ярко проявляется смысл предполагаемых действий и поступков, их произвольный характер. Но и намерение нельзя отождествить с мотивом, так как оно не раскрывает причину действия или поступка, не отвечает на вопрос«почему?», а в ряде случаев не содержит и побуждения именно из-за того, что цель выбираемая человеком, может быть отдалённой по времени

[7].

Страницы: 1 2 

Еще по теме:

Основные причины ухода человека в секту
В отличие от сект, традиции мировых религий достаточно консервативны. Они нацеливают человека на постоянную внутреннюю работу, способствуя единению членов общества, поддерживают семейные ценности, с уважением относятся к государственной в ...

Проблема школьной тревожности в психологии
Тревожность как психическое свойство имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающуюся в ее содержании, источниках, формах проявления и компенсации. Для каждого возраста существуют определенные области действительности, которые ...

Закономерности развития ребенка в период новорожденности
Все современные детские психологи в качестве факторов гармоничного развития ребенка выделяют нормальное раз–е реб-ка в утробе матери, родовая Дея-ть без осложнений, и благоприятная социально – психолг–я обстановка в течении жизни: а) одни ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru