Монистические представления о сущности мотива

Материалы » Сравнительный анализ учебной и профессиональной педагогической мотивации » Монистические представления о сущности мотива

Страница 2

Таким образом, различные соотношения между мотивом и побуждением, декларируемые разными авторами, можно представить в виде следующих схем:

мотив - побуждение – действие (Х.Хекхаузен),

побуждение (мотив) – действие (В.И.Ковалёв),

побуждение – мотив – действие (А.А.Файзулаев).

Е.П.Ильин подчёркивает, что ограниченность этих схем очевидна. Если оторвать побуждение от мотива то он теряет побудительную силу и говорить о нем становится просто бесмыссленным. В то же время свести мотив только к побуждению тоже нет достаточных оснований. Мешает принятию побуждения за мотив и то, что у человека имеются поступки, связанные с обоснованным (мотивированным) отказом что-то делать. Причина отказа есть, а побуждения к действию нет. Поэтому трудно согласиться с утверждением, что мотив – только то, что заставляет человека действовать. В соответствии с мотивом можно и бездействовать. Такие мотивы называют отрицательными

[16].

Мотив как намерение

Намерения рассматриваются Л.И.Божович в качестве побудителей поведения в тех случаях, когда принимаются решения. При этом она отмечает, что намерения возникают на базе потребностей, которые не могут быть удовлетворены прямо и требуют выполнения промежуточных звеньев, не имеющих своей собственной побудительной силы. В других источниках авторы отмечают, что намерение формируется тогда, когда цель деятельности отдалена и её достижение отсрочено, и что оно является результатом влияния потребности с одной стороны, и интеллектуальной активности человека, связанной с осознанием цели – с другой стороны. Таким образом, в намерении подчеркивается интеллектуальная сторона возникающего побуждения, приводящая к принятию человеком решения, в намерении наиболее ярко проявляется смысл предполагаемых действий и поступков, их произвольный характер. Но и намерение нельзя отождествить с мотивом, так как оно не раскрывает причину действия или поступка, не отвечает на вопрос«почему?», а в ряде случаев не содержит и побуждения именно из-за того, что цель выбираемая человеком, может быть отдалённой по времени

[7].

Страницы: 1 2 

Еще по теме:

Субкультура готов как социальное явление
Субкультура – это, прежде всего, система норм и ценностей, отличающих группу от большинства людей. Она формируется под влиянием таких факторов, как возраст, этическое происхождение, религия, социальная группа или место жительства. Ценност ...

Понятие о темпераменте и его месте в индивидуальной деятельности человека
Изучение темперамента имеет сложную и противоречивую историю. Несмотря на то, что темперамент – одно из наиболее древних терминов, введенный около двух с половиной веков тому назад Гиппократом и Галеном, в психологии до сих пор нет строго ...

Психологическая защита и адаптивное поведение
Актуальной проблемой современного образовательного процесса является сегодня формирование адаптивной саморазвивающейся личности как человека-гражданина, интегрированного в систему мировой и этнической культуры. В современном обществе остр ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru