Эмоционально–личностные и поведенческие нарушения в детском возрасте

Материалы » Предмет и задачи детской психологии » Эмоционально–личностные и поведенческие нарушения в детском возрасте

Страница 3

- непроизвольные, часто и однотипно повторяющиеся подергивания мышц лица (мигание, наморщивание лба, шмыганье носом, раскрытие рта. подергивания губ, щек и т. д). артикуляционных и дыхательных мышц (звуки типа поперхивания, покашливания, попискивания, тяжелые вздохи прерывистая, напоминающая заикание речь и т. д.). Тики отмечаются у 7% мальчиков и 5% девочек дошкольного возраста. Нередко тики и расцениваются взрослыми как - гримасы, нарочитое кривлянье и баловство. Поэтому они пытаются беспрерывными замечаниями, запретами и наказаниями устранить их. Но если ребенок и может на некоторое время задержать тики, то затем они возобновляются с большей силой. Причем сознательная задержка тиков далеко не безразлична и оборачивается резким нарастанием внутреннего напряжения, проявляющимися головными болями, раздражительностью и агрессивностью. Наиболее распространены тики на почве невропатии. Они менее устойчивы, зависят от действия климатических, погодных факторов. Усиливаются в ситуации повышенного звукового фона, яркого света и т. д. Тики, возникающие при неврозах, в большей степени обусловлены действием психологических факторов, и в первую очередь беспокойством. Способствуют тикам всевозможные волнения, связанные с непривычной ситуацией общения, ожидания чего-либо, испугом или внутренними противоречиями и конфликтами. Но это не означает, что таки при неврозах носят исключительно функциональный характер, так как психогенный фактор может приводить и к усилению лежащей в основе таков церебрально-органической или конституционально-невропатической недостаточности. Если тики при органических нарушениях, как уже отмечалось обусловлены перевозбуждением, при невропатии переутомлением, то тики при неврозах связаны, прежде всего с беспокойством, тревогой и страхами, а затем уже с переутомлением и возбуждением. Это подтверждает динамика психического состояния при неврозах в связи с психологическим воздействием на тики. Их уменьшение или прекращение под влиянием внушения или гипноза сопровождается временным увеличением возбудимости; а также нарастанием двигательной активности. Это указывает на то, что таки являются дополнительной, хотя и патологической формой психомоторной разрядки, отреагирования накопившегося и болезненно переработанного внутреннего напряжения. Помимо эмоциональной чувствительности и ранимости дети, подверженные тикам, отличаются от сверстников внутренним характером переработки эмоций - импрессивностью. Обладая к тому же высокой впечатлительностью и развитой долговременной памятью, они не раскрывают перед окружающими свои переживания, не делятся ими, и только близкие могут догадаться, что творится в их душе. Заикание

встречается у 4% мальчиков и 3% девочек дошкольного возраста. Причины заикания нельзя видеть только в испуге, являющемся дополнительным поводом развития этого сложного нервно-психического и психомоторного расстройства Определенную роль в возникновении заикания играет конституциональный фактор, или общая с родителями речевая, моторная и коммуникативная недостаточность. Речь, по крайней мере, у одного члена семьи, может быть сбивчивой, скороговоркой, с проглатыванием окончаний или медленной, обстоятельной, с растягиванием слов, к тому же недостаточно отчетливой по звукопроизношению. Эти особенности речи у детей делают ее более уязвимой для любого перенапряжения впервые годы жизни. Общая с кем-либо из членов семьи недостаточность моторики у детей относится к плохо развитой координации движений, скованности, напряженности или повышенной возбудимости мышц и связок артикуляционного аппарата. Определенные затруднения наблюдаются при переводе внутренней речи во внешнюю, когда ребенок не может свободно выразить словами свои мысли. Следующим факторо

м, способствующим заиканию, будет дизонтогенез

, прежде всего нарушенный темп развития речи, ее неравномерность. Неравномерность развития речи может служить отражением неравномерности общего психического развития, например, развития интеллекта, несколько замедленного или ускоренного вначале. Следующим фактором

, способствующим заиканию, будет невропатия.

Это случаи, когда заикание носит сезонный характер и варьируется в зависимости от наличия повышенной влажности или сухости воздуха. Невропатия является при заикании фоном, предшествующим появлению психогенно обусловленных невротических состояний. Заикание, возникшее преимущественно под влиянием психотравмирующих факторов в первые годы жизни, обозначается как логоневроз. Если в дальнейшем его предопределяет испуг, налицо много страхов, ребенок боязлив и неуверен в себе, то более правильным будет диагноз невроз страха, а заикание тогда лучше расценить как одно из его проявлений. Можно вести речь и о неврастении, если заикание обусловлено перенапряжением психофизиологических возможностей ребенка под влиянием чрезмерно раннего, интенсивного обучения и неадекватного воспитательного подхода. Заикание входит в структуру истерического невроза, когда преобладают эмоциональные нарушения, капризность, не всегда осознанное желание привлечь к себе внимание, в том числе самим заиканием, и стремление использовать его для воздействий на окружающих. Тогда заикание преодолевается с трудом, поскольку ребенок не заинтересован быть, как все, и терять свое исключительное влияние на окружающих. В большинстве случаев заикание при неврозах тяжело переживается детьми. Часто из-за страха, скованности или смущёния они отказываются вступать в контакт с незнакомыми людьми и легко теряются в новой обстановке. В привычной, устоявшейся сфере общения они могут говорить достаточно свободно, так как не испытывают столь характерное для них заострённое чувство ответственности, выражаемое опасениями выглядеть смешными, неловкими, неуклюжими и страхом сказать что-либо не так как следует или не то, что нужно. Минимальная мозговая недостаточность (ММН)

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Тренинг эмоциональной саморегуляции как средство снижения уровня эмоционального выгорания
Подробнее остановимся на теоретическом обосновании эффективности тренинга эмоциональной саморегуляции. Следует отметить, что существуют естественные способы регуляции и собственно способы саморегуляции. Рассмотрим естественные способы ...

Выводы
воспитание семья подросток общение Распутать клубок семейных проблем не удается, потянув только за одну ниточку, потому что появляется, затянувшийся узел. Для решения проблемы необходима перестройка всего семейного механизма. И чем быстр ...

Неформальные молодежные движения
Формальной обычно называют социальную группу, обладающую юридическим статусом, являющуюся частью социального института, организации, где положение отдельных членов строго регламентировано официальными правилами и законами. А неформальные ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru