Особенности восприятия ребенком художественных, музыкальных произведений, произведений изобразительного искусства

Материалы » Предмет и задачи детской психологии » Особенности восприятия ребенком художественных, музыкальных произведений, произведений изобразительного искусства

Страница 2

рисунка в дошкольном возрастепроисходит по трем направлениям: во-первых

, изменяется отношение к рисунку как к отображению действительности, во-вторых

, развивается умение правильно соотносить рисунок с действительностью, видеть именно то, что на нем изображено, в

- третьих

, совершенствуется интерпретация рисунка, т. е. понимание его содержания. Для младшего дошкольника картинка скорее повторение действительности, особый ее вид, чем изображение. Дети часто предполагают, что нарисованные люди, предметы могут иметь те же свойства, что и настоящие. Когда дошкольнику показывают картинку, на которой изображен стоящий спиной человек, и спрашивают, где у него лицо, ребенок переворачивает картинку, рассчитывая обнаружить лицо на оборотной стороне листа бумаги. Младшие дошкольники

относятся к нарисованному предмету как к самостоятельно существующему, хотя и не обладающему особенностями настоящего. Когда детям трех лет показывают перспективный рисунок на переднем плане, которого изображен одноэтажный домик сельского типа, а на заднем — многоэтажный городской дом, и спрашивают, какой дом больше, дети всегда указывают на передний - так как площадь, занимаемая им на рисунке, больше. В

среднем дошкольномвозрасте дети в достаточной мере усваивают связь рисунка и действительности. В частности, правильно определяют сравнительную величину знакомых предметов на перспективных изображениях, говорят, однако это относится только к знакомым предметам. Если на картинке изображены незнакомые ребенку предметы или предметы, которые могут иметь разную форму и величину (деревья, горы, и др.), он воспринимает их в зависимости от абсолютной величины и формы самих изображений. Так удаленная елочка оценивается как маленькая, повернутая круглая тарелка — как овальная и т. п. Буквально воспринимают дети и другие особенности рисунков: светотень выступает как грязь, предметы, расположенные на заднем плане и заслоненные другими. Только к концу дошкольного

возраста

дети начинают более или менее правильно оценивать перспективное изображение. Удаленный предмет, изображенный на картинке, кажется ребенку маленьким, но ребенок догадывается, что на самом деле он большой. Интерпретация сюжетных рисунков, понимание изображенных на них ситуаций, событий зависят от правильности восприятия. Если сюжет рисунка близок ребенку, он может достаточно подробно о нем рассказать, если же недоступен, — переходит к перечислению отдельных фигур, предметов. Интерпретация рисунка зависит и от сложности композиции. В старшем дошкольном возрасте дети уже в состоянии интерпретировать рисунки, достаточно сложные по композиции, рассматривать их сравнительно последовательно и детально, давать правильные объяснения, если сюжет картинки не выходит за рамки знаний ребенка, его жизненного опыта. Интерпретация сюжетных изображений совершенствуется под влиянием образцов рассказывания по картинкам, которые дают взрослые. Особое значение приобретает сенсорное воспитание в восприятии

музыкальной мелодии и звуков речи

. К. отношение звуков развертывается не в пространстве, а во времени, и это затрудняет их выделение и сравнение. Внешние ориентировочные действия при обследовании свойств звуков заключаются в том, что ребенок подстраивает, приспосабливает к этим свойствам свои движения, прежде всего движения голосовых связок. Он пропевает мелодию, проговаривает речевые звуки. Ребенок вначале слышит мелодию, слова слитно, нерасчлененно. Возможность улавливать свойства мелодии, вычленять звуки в слове возникает и развивается по мере того, как дошкольник сам овладевает умением изменять движения голосового аппарата в соответствии с особенностями слышимых звуков, воспроизводить их. В развитии слухового восприятия существенное значение имеют движения рук, ног, всего корпуса. Подстраиваясь к ритму музыкальных произведений или стихов, движения помогают ребенку вычленить этот ритм. Развивающееся чувство ритма ребенок начинает активно проявлять и вне восприятия музыки или стихов, сам, совершая ритмические движения и произнося слова в определенном ритме. Помогают ребенку движения рук и в восприятии отношения звуков по высоте, когда эти движения отражают звуковысотное движение мелодии, изменение высоты звуков. Значительных сдвигов в развитии звуковысотного слуха и чувства ритма уже у младших дошкольников можно добиться путем использования наглядных моделей. Так, например, ребенок овладевает умением более точно улавливать звуковысотные отношения, когда он изображает повышение и понижение звуков мелодии при помощи прыжков Петрушки по «лесенке» вверх и вниз. Восприятию ритмических отношений помогает выкладывание цветных полосочек: более короткой полосочкой изображается более короткий, а более длинной — более длительный звук.

Страницы: 1 2 

Еще по теме:

Виды одаренности
Одаренные дети чрезвычайно сильно отличаются друг от друга по видам одаренности [20, с. 76]. К видам одаренности относятся следующие: a) Художественная одаренность. Этот вид одаренности поддерживается и развивается в специальных школах ...

Виды психической деятельности
Открытие И.П.Павловым условных рефлексов было первым шагом в изучении психической деятельности человека. Психическая деятельность – это идеальная субъективно осознаваемая деятельность организма, осуществляемая с помощью нейрофизиологичес ...

Этапы разрешения конфликтных ситуаций
Разрешение конфликта устраняет открытый конфликт соблюдением интересов одной стороны или учетом интересов обеих сторон. В качестве вариантов разрешения могут применяться ниже перечисленные. Силовое разрешение, при котором конфликтующие с ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru