Психология как наука. Предмет и задачи детской психологии
Предмет психологии
- наука о душе, которая изучает психику человека, включая психические процессы свойства, состояния. Психика
– свойство высоко организованной материи отражать объективно существующую действительность и на основе формирующего при этом психического образа регулировать поведение человека. Психика выполняет 2е функции
:
1-ая
– отражение окружающей действительности; 2-ая
– регуляция поведения человека 3 и фо. Выделяют 3и формы
проявления психики:1-ая форма
– психические процессы – это отдельные формы или виды психической деятельности человека. Их 2-е группы: 1-ая -
познавательная (ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воображение). 2-ая
– эмоционально- волевые (эмоции, чувства, воля). 2-ая форма
– психические свойства – это наиболее существенные и устойчивые особенности человека (темперамент, характер, способности). 3-я
форма
– психические состояния – это особая характеристика человеческой деятельности за определенный отрезок времени (апатия, депрессия, восторга, творческого состояния).
З. Фрейд выделяет 3-и основные формы
проявления бессознания в психике человека: 1-ая форма
– сновидения (во сне снижается контроль сознания и происходит мнимая реализация потребностей человека). 2-ая форма
– невротические симптомы – это следы вытесненных травмирующих обстоятельств (бессонница, нервные тики, энурез, заикание, грызение ногтей).
3-я форма –
ошибочные действия (оговорки, описки, забывание фактов, имен, намерений).
Отрасли психологии:
классифицируются по 3м признакам: 1 признак – по характеру
деятельности (педагогическая, медицинская, юридическая и т.д.) 2-ой признак – по развитию
(детская псих-я, младшего школьника, подростка, псих-я юности, пси-х зрелости, пожилого человека, специальная психология). 3-й признак – по отношению к личности и обществу
(псих-я личности, социальная псих-я - процесс общения друг с другом). Связь с другими науками:
- с философией
(смысла жизни, потребности, ценностей, нравственных мотивов); - с педагогикой
(изучение индивд-х, возрастных, психологических особенностей для выбора эффективных приемов вос-я); с медициной
(анатомия и физиология) – возрастные особенности строение головного мозга и нервной системы; с историей
(в каждую историческую эпоху взгляды на поведение человека меняются психологические особенности человека); с
математикой
(в психологии необходимо знать математику). Рост
– это процесс количественных изменений не предполагающий изменение внутренней структуры той или иной психической функции, т.е увеличение и усиление того, что в ребенке изначально присутствует, и ничего принципиально нового не образуется. Развитие
– это качественные изменения психических функций, предполагающие возникновение новых структур. Развитие характеризуется неравномерностью возникновения разных структур, когда одни из них «отстают», а другие « забегают» вперед. Детство как социокул-й феномен
. Историческое понятие детства связывается не с биологическим состоянием незрелости, а с определенным социальным статусом детей в различные исторические эпохи, кругом прав и обязанностей ребенка, доступных для него видов деятельности. Исследования французского ученого Ариеса показали, что полное преодоление равнодушия к детям происходит лишь в 17веке. Д.Б. Эльконин выдвинул
положение об исторической обусловленности детства. Детство возникает тогда, когда ребенка нельзя непосредственно включать в систему общественного воспроизводства, поскольку он еще не может овладеть орудиями труда в силу их сложности. Если эти орудия просты и примитивны, основными способами добывания пищи являются собирательство и охота, ребенок может очень рано приобщиться к труду взрослых, практически усваивая способы действия взрослых. При таких условиях, когда ребенок непосредственно включается в жизнь взрослых, нет необходимости в специальной подготовке к будущей трудовой жизни. Развитие цивилизации с неизбежностью привело к тому, что включение детей в производительный труд взрослых оказалось невозможным, и было отодвинуто во времени. С развитием человечества детство удлинялось. Такое удлинение детства происходило не путем над страивания новых периодов, а путем своеобразного «вклинивания» нового периода развития. Эльконин блестяще раскрыл характер такого «вклинивания» нового периода на примере возникновения сюжетно-ролевой игры, а вместе с ней и нового этапа развития, который в современной психологии назван дошкольным. Амплификация детского развития
Еще по теме:
Нарушение памяти в
пожилом возрасте
Наш возраст изменяет воспоминания, хотим мы этого или нет. Примерно с двадцати лет наш мозг начинает сжиматься, теряя примерно два процента веса и объемы за каждые последующие десять лет. В зрелом возрасте, в 27 лет, наша память начинает ...
Ролевые позиции тренера
Анализ литературы, посвященной проблеме мастерства тренера по футболу, позволяет выделить основные ролевые позиции, определяющие педагогические закономерности в его деятельности.
Tpенеp — теоретик и практик. А. С Макаренко говорил, что у ...
Исследование особенностей мотивации новичков-дистрибьюторов как фактора
профессиональной неуспешности
Цель работы: исследование взаимосвязи между особенностями мотивации и успешностью профессиональной деятельности.
Гипотеза: успешность профессиональной деятельности дистрибьютора сетевой компании зависит от особенностей мотивационной сфер ...