Психология как наука. Предмет и задачи детской психологии

Материалы » Предмет и задачи детской психологии » Психология как наука. Предмет и задачи детской психологии

Страница 1

Предмет психологии

- наука о душе, которая изучает психику человека, включая психические процессы свойства, состояния. Психика

– свойство высоко организованной материи отражать объективно существующую действительность и на основе формирующего при этом психического образа регулировать поведение человека. Психика выполняет 2е функции

:

1-ая

– отражение окружающей действительности; 2-ая

– регуляция поведения человека 3 и фо. Выделяют 3и формы

проявления психики:1-ая форма

– психические процессы – это отдельные формы или виды психической деятельности человека. Их 2-е группы: 1-ая -

познавательная (ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воображение). 2-ая

– эмоционально- волевые (эмоции, чувства, воля). 2-ая форма

– психические свойства – это наиболее существенные и устойчивые особенности человека (темперамент, характер, способности). 3-я

форма

– психические состояния – это особая характеристика человеческой деятельности за определенный отрезок времени (апатия, депрессия, восторга, творческого состояния).

З. Фрейд выделяет 3-и основные формы

проявления бессознания в психике человека: 1-ая форма

– сновидения (во сне снижается контроль сознания и происходит мнимая реализация потребностей человека). 2-ая форма

– невротические симптомы – это следы вытесненных травмирующих обстоятельств (бессонница, нервные тики, энурез, заикание, грызение ногтей).

3-я форма –

ошибочные действия (оговорки, описки, забывание фактов, имен, намерений).

Отрасли психологии:

классифицируются по 3м признакам: 1 признак – по характеру

деятельности (педагогическая, медицинская, юридическая и т.д.) 2-ой признак – по развитию

(детская псих-я, младшего школьника, подростка, псих-я юности, пси-х зрелости, пожилого человека, специальная психология). 3-й признак – по отношению к личности и обществу

(псих-я личности, социальная псих-я - процесс общения друг с другом). Связь с другими науками:

- с философией

(смысла жизни, потребности, ценностей, нравственных мотивов); - с педагогикой

(изучение индивд-х, возрастных, психологических особенностей для выбора эффективных приемов вос-я); с медициной

(анатомия и физиология) – возрастные особенности строение головного мозга и нервной системы; с историей

(в каждую историческую эпоху взгляды на поведение человека меняются психологические особенности человека); с

математикой

(в психологии необходимо знать математику). Рост

– это процесс количественных изменений не предполагающий изменение внутренней структуры той или иной психической функции, т.е увеличение и усиление того, что в ребенке изначально присутствует, и ничего принципиально нового не образуется. Развитие

– это качественные изменения психических функций, предполагающие возникновение новых структур. Развитие характеризуется неравномерностью возникновения разных структур, когда одни из них «отстают», а другие « забегают» вперед. Детство как социокул-й феномен

. Историческое понятие детства связывается не с биологическим состоянием незрелости, а с определенным социальным статусом детей в различные исторические эпохи, кругом прав и обязанностей ребенка, доступных для него видов деятельности. Исследования французского ученого Ариеса показали, что полное преодоление равнодушия к детям происходит лишь в 17веке. Д.Б. Эльконин выдвинул

положение об исторической обусловленности детства. Детство возникает тогда, когда ребенка нельзя непосредственно включать в систему общественного воспроизводства, поскольку он еще не может овладеть орудиями труда в силу их сложности. Если эти орудия просты и примитивны, основными способами добывания пищи являются собирательство и охота, ребенок может очень рано приобщиться к труду взрослых, практически усваивая способы действия взрослых. При таких условиях, когда ребенок непосредственно включается в жизнь взрослых, нет необходимости в специальной подготовке к будущей трудовой жизни. Развитие цивилизации с неизбежностью привело к тому, что включение детей в производительный труд взрослых оказалось невозможным, и было отодвинуто во времени. С развитием человечества детство удлинялось. Такое удлинение детства происходило не путем над страивания новых периодов, а путем своеобразного «вклинивания» нового периода развития. Эльконин блестяще раскрыл характер такого «вклинивания» нового периода на примере возникновения сюжетно-ролевой игры, а вместе с ней и нового этапа развития, который в современной психологии назван дошкольным. Амплификация детского развития

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Нарушение памяти в пожилом возрасте
Наш возраст изменяет воспоминания, хотим мы этого или нет. Примерно с двадцати лет наш мозг начинает сжиматься, теряя примерно два процента веса и объемы за каждые последующие десять лет. В зрелом возрасте, в 27 лет, наша память начинает ...

Ролевые позиции тренера
Анализ литературы, посвященной проблеме мастерства тренера по футболу, позволяет выделить основные ролевые позиции, определяющие педагогические закономерности в его деятельности. Tpенеp — теоретик и практик. А. С Макаренко говорил, что у ...

Исследование особенностей мотивации новичков-дистрибьюторов как фактора профессиональной неуспешности
Цель работы: исследование взаимосвязи между особенностями мотивации и успешностью профессиональной деятельности. Гипотеза: успешность профессиональной деятельности дистрибьютора сетевой компании зависит от особенностей мотивационной сфер ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru