Психология как наука. Предмет и задачи детской психологии

Материалы » Предмет и задачи детской психологии » Психология как наука. Предмет и задачи детской психологии

Страница 1

Предмет психологии

- наука о душе, которая изучает психику человека, включая психические процессы свойства, состояния. Психика

– свойство высоко организованной материи отражать объективно существующую действительность и на основе формирующего при этом психического образа регулировать поведение человека. Психика выполняет 2е функции

:

1-ая

– отражение окружающей действительности; 2-ая

– регуляция поведения человека 3 и фо. Выделяют 3и формы

проявления психики:1-ая форма

– психические процессы – это отдельные формы или виды психической деятельности человека. Их 2-е группы: 1-ая -

познавательная (ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воображение). 2-ая

– эмоционально- волевые (эмоции, чувства, воля). 2-ая форма

– психические свойства – это наиболее существенные и устойчивые особенности человека (темперамент, характер, способности). 3-я

форма

– психические состояния – это особая характеристика человеческой деятельности за определенный отрезок времени (апатия, депрессия, восторга, творческого состояния).

З. Фрейд выделяет 3-и основные формы

проявления бессознания в психике человека: 1-ая форма

– сновидения (во сне снижается контроль сознания и происходит мнимая реализация потребностей человека). 2-ая форма

– невротические симптомы – это следы вытесненных травмирующих обстоятельств (бессонница, нервные тики, энурез, заикание, грызение ногтей).

3-я форма –

ошибочные действия (оговорки, описки, забывание фактов, имен, намерений).

Отрасли психологии:

классифицируются по 3м признакам: 1 признак – по характеру

деятельности (педагогическая, медицинская, юридическая и т.д.) 2-ой признак – по развитию

(детская псих-я, младшего школьника, подростка, псих-я юности, пси-х зрелости, пожилого человека, специальная психология). 3-й признак – по отношению к личности и обществу

(псих-я личности, социальная псих-я - процесс общения друг с другом). Связь с другими науками:

- с философией

(смысла жизни, потребности, ценностей, нравственных мотивов); - с педагогикой

(изучение индивд-х, возрастных, психологических особенностей для выбора эффективных приемов вос-я); с медициной

(анатомия и физиология) – возрастные особенности строение головного мозга и нервной системы; с историей

(в каждую историческую эпоху взгляды на поведение человека меняются психологические особенности человека); с

математикой

(в психологии необходимо знать математику). Рост

– это процесс количественных изменений не предполагающий изменение внутренней структуры той или иной психической функции, т.е увеличение и усиление того, что в ребенке изначально присутствует, и ничего принципиально нового не образуется. Развитие

– это качественные изменения психических функций, предполагающие возникновение новых структур. Развитие характеризуется неравномерностью возникновения разных структур, когда одни из них «отстают», а другие « забегают» вперед. Детство как социокул-й феномен

. Историческое понятие детства связывается не с биологическим состоянием незрелости, а с определенным социальным статусом детей в различные исторические эпохи, кругом прав и обязанностей ребенка, доступных для него видов деятельности. Исследования французского ученого Ариеса показали, что полное преодоление равнодушия к детям происходит лишь в 17веке. Д.Б. Эльконин выдвинул

положение об исторической обусловленности детства. Детство возникает тогда, когда ребенка нельзя непосредственно включать в систему общественного воспроизводства, поскольку он еще не может овладеть орудиями труда в силу их сложности. Если эти орудия просты и примитивны, основными способами добывания пищи являются собирательство и охота, ребенок может очень рано приобщиться к труду взрослых, практически усваивая способы действия взрослых. При таких условиях, когда ребенок непосредственно включается в жизнь взрослых, нет необходимости в специальной подготовке к будущей трудовой жизни. Развитие цивилизации с неизбежностью привело к тому, что включение детей в производительный труд взрослых оказалось невозможным, и было отодвинуто во времени. С развитием человечества детство удлинялось. Такое удлинение детства происходило не путем над страивания новых периодов, а путем своеобразного «вклинивания» нового периода развития. Эльконин блестяще раскрыл характер такого «вклинивания» нового периода на примере возникновения сюжетно-ролевой игры, а вместе с ней и нового этапа развития, который в современной психологии назван дошкольным. Амплификация детского развития

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Коммуникативная рефлексия
При рассмотрении кооперативного аспекта рефлексии она трактуется как «высвобождение» субъекта из процесса деятельности, как его «выход» во внешнюю позицию по отношению к ней (Щедровицкий Г.П.). Г.П.Щедровицкий рассматривает рефлексию исхо ...

Становление механизма смыслового восприятия речи
Эволюция речевого мышления базируется на формировании скрытого механизма внутренней речи. Как же протекает становление механизма смыслового восприятия речи? Ответом на это вопрос могут служить результаты экспериментов, проведённых докторо ...

Отечественные и зарубежные теории депривации
Современные теории психической депривации исходят из разных направлений и, следовательно, имеют определённую несогласованность по ряду вопросов в рамках рассмотрения данного феномена. Несогласованность этих теорий, прежде всего, состоит в ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru