Методы изучения эмоциональных процессов
В ряде работ показаны индивидуальные реакции разных людей на одно и то же эмоциональное состояние.
В исследовании А.Е.Ольшанниковой показано, что одни и те же эмоциональные состояния могут у разных людей сопровождаться как увеличением, так и уменьшением исходных значений вегетативных реакций.
Ни поведение, ни различные психологические и физиологические показатели, взятые в отдельности, не могут достоверно дифференцировать одно состояние от другого, так как, например, увеличение пульса или укорочение времени реакции могут наблюдаться при различных эмоциональных состояниях.
Реальный путей для диагностики состояний не дается. В.Л.Марищук приводит 49 групп показателей, с помощью которых могут оцениваться состояния.
Выбор показателей должен быть целенаправленным, отражающим реакцию важных блоков целостной функциональной системы. Прежде чем приступить к диагностике эмоционального состояния, нужно знать его структурную модель: что из-за чего возникает и на что направлен фиксируемый сдвиг.
Некоторые исследователи стараются при диагностике какого-либо состояния использовать как можно больше показателей, обеспечивая тем самым полноту сведений. Однако вполне можно обойтись четырьмя-пятью показателями при условии, что они отражают все необходимые для данной реакции блоки целостной функциональной системы.
Таким образом, системный подход к диагностике эмоциональных состояний позволяет выбрать оптимальное число методик и показателей, необходимых для диагностики.
Психологические методы изучения эмоциональной сферы человека в основном базируются на опросниках и выявляют эмоциональные особенности человека (преобладающие в его жизни эмоции, доминирующие средства их выражения и эмоциональную устойчивость).
Трудность изучения эмоций обусловлена тем, что во многих случаях их приходится искусственно вызывать в лабораторных условиях. В последнее время наметился один из путей изучения естественно возникающих эмоций при компьютерных играх. Этот путь разрабатывается швейцарскими психологами.[18]
В данной главе были описаны основные виды качественно своеобразных эмоциональных процессов и состояний, выполняющих различную роль в регуляции деятельности и общении человека с окружающими его людьми. Но ведь каждый из описанных видов эмоций внутри себя имеет еще и подвиды, а они, в свою очередь, могут оцениваться по разным параметрам – например, по следующим: интенсивности, продолжительности, осознанности, глубине, происхождению, условиям возникновения, направленности, по способу их выражения в поведении и по нейрофизиологической основе. Также существуют психологические методы изучения эмоциональных процессов, состояний, но некоторые исследователи выявляют особенности эмоциональной сферы человека, опираясь и на физиологические показатели.
Еще по теме:
Классификация проективных методик
Термин “проективные” был впервые использован Л. Франком в 1939 г. для объединения уже известных к тому времени, но, казалось бы, таких чрезвычайно далеких друг от друга методических приемов, как ассоциативный тест Юнга, тест Роршаха, ТАТ ...
Особенности игровой деятельности умственно отсталых детей
Игра должна быть ведущей деятельностью, обесп6ечивающей зону ближайшего развития, оказывающей развивающие воздействие на складывание психологического облика умственно отсталого ребёнка.
Среди множества причин, тормозящих самостоятельное, ...
Характеристика внимания и его роль в
учебно-воспитательном процессе
Среди психических явлений внимание занимает особое место: оно не самостоятельный психический процесс и не относится к свойствам личности. В то же время внимание всегда включено в практическую деятельность и в познавательные процессы, поср ...