Понятие о воле, структура волевого акта. Проблема становления волевой регуляции в дошкольном возрасте

Материалы » Предмет и задачи детской психологии » Понятие о воле, структура волевого акта. Проблема становления волевой регуляции в дошкольном возрасте

Воля

психологический процесс,

который направлен на достижение цели

с преодолением препятствий и приложением волевых усилий. Функции воли

: Побудительная

– обеспечивает активность человека в силу специфики внутренних состояний субъекта, обнаруживающихся в момент самого действия. Тормозящая

– проявляется в сдерживании нежелательных проявлений активности. Личность способна тормозить побуждение мотивов и выполнение действий, которые не соответствуют ее мировоззрению, идеалам и убеждениям. Регулирование поведения было бы невозможно без процесса торможения. Побудительная и тормозящая функции

обеспечивают преодоление трудностей на пути к достижению цели. Структура воли: 1. Постановка цели

– что человек стремиться достигнуть в результате действия. 2. Борьба мотивов

– существует только при наличии внутренних препятствий (страх, лень, утомление, нежелание действовать). 3.

Принятие решения

– завершает подготовительный этап. 4. Планирование. 5. Исполнение

действия с приложением волевых усилий. 6. Оценка результатов

. Развитие воли в д/в

связано с изменением мотивов поведения, соподчинением мотивов. В процессе обучения и воспитания, под влиянием взрослых, формируется возможность подчинять действия законам, цели, умение контролировать свою позу, управлять телом. Управлять своим мышлением, памятью. Управление мыслительной деятельностью обнаруживается у детей ст. и ср. д/в. Сознательное управление поведением начинается складываться в д/в. Волевые действия импульсивны, непреднамеренны: младший д/в поведение из импульсивных поступков, проявляется время от времени; средний д/в.- большое кол-во волевых действий; старший д/в.- длительные волевые усилия. Становление

волевого действия в д/в,его возрастная динамика включают в себя: 1.

Целеполагание

- на основе осознания потребности, зафиксирован образ желаемого предмета и результата. Появляется к 2 г. жизни - стремление к цели, сильные элементы побуждения. В раннем возрасте - по схеме « действие - операция». Важно, что достигать, зачем - не ставит. Дошкольный возраст — «действия - действительность - важно как и зачем(становление смыслового аспекта деятельности). 2.

Выбор мотивов -

появляется

к 1 году жизни, но пассивен. Ребенок способен выбрать к 4 г. ж. Впереди идут яркие впечатления. Ранний возраст - желания, д/в появляются нравственные мотивы, чувство долга. З. Волевое усилие

- не возникает проблем в дошкольном возрасте.4. Планирование

. Ранний возраст - не существует; средний возраст - только появляется поэтапное планирование; старший д/в – целостное. План- это внутренняя деятельность, которая осуществляется с помощью внутренней речи. 5. Оценка

выражается в эмоциональном переживании и важна оценка взрослых. Адекватная оценка в дошкольном возрасте затруднена, переоценивают себя. З особенности волевого акта:- неравномерность

развития компонентов неадекватная оценка, планирование;

- сближение во

времени постановки цели и её исполнение; - характерно

близкие цели. Волевая регуляция

- сознательная, опосредованная целями и мотивами предметная деятельность, созданная состоянием мобилизованности, нужного режима активности, концентрации этой активности. Волевая регуляция необходима для удержания в поле сознания объекта. Развитие волевой регуляции проходит в З направлениях: 1.

- преобладание непроизвольных психических процессов; 2. -

обретение контроля над поведением; 3.-

выработка волевых качеств. Для дошкольников характерно появления волевых действий

, но сфера применения и место в поведении ограничено. Волевые действия младших

дошкольников импульсивны, т. е. подчинены больше чувствам, чем рассудку. Детям этого возраста иногда свойственно произвольно воспринимать и запоминать в связи с поставлённой перед ними задачей, но эти проявления воли не отличаются устойчивостью. У детей среднего и старшего дошкольного возраста произвольный характер восприятия, памяти, воображения усиливается и становится устойчивым. Волевые действия носят теперь сознательный характер. Развитие воли у детей дошкольного возраста можно показать на примере развития их настойчивости и преодоления трудностей. Для детей младшего дошкольного возраста стремление к преодолению трудностей и доведению начатого дела до конца не является характерным. Большинство детей этого возраста не проявляют никакого стремления довести дело до конца. Они быстро отвлекаются от цели, не воспринимая при этом неуспех как поражение. Детям среднего дошкольного возраста свойственны отдельные проявления настойчивости, которые все еще носят непостоянный, эпизодический характер. Настойчивость детей этого возраста проявляется в деятельности, которая им интересна. Они делают попытки самостоятельно преодолеть трудности, и в то же время у них имеется желание освободить себя от преодоления трудностей, призывая на помощь взрослых, они иногда критически оценивают свои действия. Неуспех осознается детьми этого возраста как неудача и влияет на их поведение отрицательно, успех же стимулирует к деятельности. У детей старшего дошкольного возраста проявления настойчивости тоже носят еще эпизодический характер - к длительному преодолению трудностей они еще не способны. Однако неуспех действует на старших дошкольников отрицательно, и некоторые из них делают попытки самостоятельно преодолеть трудности. Выделяется группа детей, которые способны к преодолению трудностей длительное время, если деятельность для них интересна. Замечается также и такая группа детей, у которых настойчивость проявляется довольно часто: неудача не приводит их к отступлению перед препятствием, они варьируют приемы в борьбе с препятствиями Важное значение для развития воли дошкольников имеют совместные игры. Подчинение дисциплине игры — начальная школа волевых действий. Развитию воли детей-дошкольников способствуют систематические требования взрослых и те поручения, которые даются детям. Занятия способствуют развитию воли у детей, развивая их произвольные восприятия, внимание, память я воображение. Большое значение для развития воли детей-дошкольников имеет их деятельность по самообслуживанию и изготовлению игрушек и подарков. Трудовая деятельность в существенной мере способствует развитию волевых качеств личности дошкольника.

Еще по теме:

Особенности общего интеллектуального и речевого развития ребёнка в дошкольном возрасте
Речевая функция играет важную роль в психическом развитии ребенка, в процессе которого происходит становление познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Полноценное речевое общение является необходимым условием осуще ...

Понятия «инновации», «нововведения», виды, социально-психологические проблемы
К настоящему времени сложилась целая область науки – инноватика. Внутри самой инноватики появились относительно самостоятельные направления: формирование новшеств; сопротивление нововведениям; диффузия (распространение) новшеств; адаптаци ...

Влияние развода родителей на подростков
Реакция подростков на развод, проявляющиеся непосредственно после него, исследованы и документированы достаточно хорошо. Одна из них - шок и отказ верить в случившееся - возникает в тех случаях, когда подросток не осознает всей глубины се ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru