Психология двигательных потребностей на примере спортивно- боевых единоборств

Материалы » Современная психопедагогика и спорт » Психология двигательных потребностей на примере спортивно- боевых единоборств

Особое место в сфере двигательных потребностей занимают спортивно-боевые единоборства, в которых деятельность зачастую сопряжена с риском для здоровья, а иногда и для жизни занимающихся. Если такие осознанные потребности в занятиях СБЕ как обеспечение личной безопасности или повышение функционального состояния организма вполне понятны, то на неосознанную потребность в этом виде экстремальной деятельности и ее характер обращали внимание немногие современные исследователи. Упоминание о психическом характере этой потребности имеется в курсе лекций известного специалиста по медитативным практикам Ошо (1996). Говорить о научных исследованиях влияния на психофизические показатели тех или иных компонентов СБЕ пока, тем более, не приходится.

Вместе с тем, исследование динамики изменений времени реакций, показателей внимания, памяти, мышления и информационного поиска под влиянием различных по объему и интенсивности физических нагрузок, проведенное Г.Д. Горбуновым в 1966 - 1968 гг. в группе пловцов и легкоатлетов различной квалификации, позволило исследователю сформулировать практические рекомендации к занятиям физической культурой, некоторые из которых с незначительными добавлениями могут быть рекомендованы для использования в СБЕ:

- В психогигиеническом плане утренние тренировочные занятия (примерно через час после сна до завтрака) являются нежелательными. Однако если все же они проводятся, то после них, перед учебным процессом, требуется хотя бы кратковременный отдых (например короткий сеанс аутогенной тренировки или медитации). При этом нельзя забывать, что утренняя разминка с оптимальной физической нагрузкой оказывает на психическую сферу положительное воздействие.

- Дневные и вечерние тренировочные занятия, сопровождаемые привычными нагрузками, способствуют повышению продуктивности психической деятельности. Но, поскольку мнемические процессы фактически не изменяются, а остальные психические процессы претерпевают значительное улучшение, постольку в период последействия тренировочных нагрузок наименее рациональной будет деятельность, направленная на запоминание какого-либо материала.

Известно, что соревновательная деятельность в СБЕ сопряжена со значительными физическими и психическими нагрузками, а в профессиональном спорте - с очень большими нагрузками (титульный бой за звание чемпиона мира по кикбоксингу длится 12 раундов). Известно также, что подойти к таким нагрузкам можно только при адекватных тренировочных нагрузках, сбалансированных с отдыхом спортсмена. Учитывая гетерохронность (разновременность) восстановления функций организма, можно с уверенностью утверждать, что баланс между нагрузкой и отдыхом является основной проблемой спорта высших достижений.

Разновременность восстановительных процессов проявляется в том, что после выполнения различных нагрузок наблюдается неодинаковое возвращение различных показателей (биохимических, физиологических, психических) к исходному уровню. После больших тренировочных и соревновательных нагрузок наиболее длительным оказывается восстановление психических функций спортсмена.

В связи с этим следует отметить, что одним из важнейших факторов обеспечения эффективности деятельности спортсмена является уровень психического напряжения. При этом в целостном процессе психической регуляции деятельности личности можно наблюдать три ее главных компонента: интеллектуальный, эмоциональный и волевой. Не случайно в подготовке спортсменов высокой квалификации наряду с ее физическими, техническими, тактическими компонентами значительное место занимают волевая и психическая подготовка. Однако такое разделение в достаточной мере условно, так как ни разум, ни чувства нельзя вычленить из целого. При этом, учитывая всю важность интеллектуального компонента, принципиальное значение для эффективности деятельности спортсмена имеют особенности взаимодействия и взаимовлияния эмоционального и волевого компонентов.

Еще по теме:

Проблемы психологической готовности ребенка к школе
Основные симптомы кризиса семи лет . К концу дошкольного возраста ребенок резко меняется. Возраст 6—7 лет называют возрастом «вытягивания» (ребенок быстро вытягивается в длину) или возрастом смены зубов (к этому времени обычно появляются ...

Основные достижения и закономерности развития ребенка раннего возраста
Н. Аскариной были выделены следующ психофизиолог-е особен-ти: 1. Услов-е рефлексы формир-я сравнит быстро, но закреплен происходит медленно. 2. В течение первых 3х лет быстро повышается работоспособность и быстро наступает утомляемост ...

Своеобразие структуры личности и восприимчивость изменений
Дня психологического изучения отношения к новому важно рассмотреть личностные особенности предрасположения и поведения к нововведениям и изменениям. Нововведения, изменения, реформы, надо полагать, могут быть по многим показателям объеди ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru