Мотивация выбора профессии старшеклассников
Адекватная самооценка доступна незначительному числу учащихся. В основном они склонны либо к переоценке себя, либо к недооценке. При переоценке уровень притязаний ниже имеющихся возможностей. Сделанный на такой основе выбор профессии, в конце концов, приводит к разочарованию. Заниженная самооценка также неблагополучно сказывается на выборе профессии и на развитии личности.
Можно выделить 3 уровня адекватности самооценки:
- Высокий уровень присущ тем учащимся, чья самооценка интересов, способностей, личных качеств полностью совпадает с оценкой учителей и родителей. Это подтверждается деятельностью с достигнутыми успехами ученика в различных видах занятий.
- Средний уровень наблюдается в том случае, когда учащиеся частично переоценивают или недооценивают свои возможности по сравнению с оценкой взрослых. Профессию школьники выбирают на основе познавательного интереса к школьным предметам без учета своей пригодности.
- Низкий уровень имеет место тогда, когда заметна резкая переоценка или недооценка своих интересов, способностей, личных качеств по сравнению с оценкой учителей, родителей. По существу, выбор профессии на данном уровне самооценки совершается необоснованно. [6 С. 176]
Самооценка как феномен самопознания не дается человеку от природы. Она формируется в процессе развития личности и имеет разную степень объективности и полноты. Формирование самооценки, ее полноты и адекватности - одна из задач профессиональной ориентации.
В 9-11 классах предметом внимания учащихся должны быть профессионально значимые качества. Необходимо практиковать в школе активные формы и методы работы, которые повысили бы уровень знаний и представлений учащихся о психологии личности, о том, что такое способности, интересы, потребности, темперамент, черты характера.
Вооружение учащихся необходимым объемом профориентационных знаний, активизация интереса к изучению и пониманию человека как субъекта труда, самопознанию и проверке своих возможностей - все это будет способствовать формированию объективной самооценки. [14 С. 93]
Еще по теме:
Выводы
Проделанная работа позволила сделать следующие выводы:
1. Популярные подростки отличаются от своих непопулярных сверстников явно выраженными проявлениями коммуникативной и предметной рефлексии.
Популярные подростки характеризуются устой ...
Психологические вопросы физической культуры
Современный стиль жизни населения, особенно городского, включает в себя целый ряд отрицательных составляющих, в том числе и резкое уменьшение двигательной активности – гипокинезию. Снижение двигательной активности отрицательно сказывается ...
Мотивационные свойства личности успешного дистрибьютора
Специфика деятельности дистрибьютора сетевой компании, в первую очередь, состоит в умении правильно и быстро реагировать на малейшее изменение ситуации. К каждому клиенту необходимо найти свой, индивидуальный подход. По сути, дистрибьютор ...