Проблема самоактуализации в трудах отечественных психологов

Материалы » Особенности самоактуализации в зависимости от включенности личности в профессиональную деятельность психолога » Проблема самоактуализации в трудах отечественных психологов

Страница 2

Согласно Д.А. Леонтьеву, "развитие личности не завершается с обретением автономности и самостоятельности. Оно проходит еще длинный путь, одним из этапов которого является достижение самодетерминации, самоуправления, независимости от внешних побуждений, другим - реализация личностью заложенных в нее сил и способностей, третьим - преодоление своего ограниченного Я и оттождествление с более общими глобальными ценностями . Механизмы развития зрелой личности изучены в психологии пока еще очень слабо, намного хуже, чем механизмы развития личности в детстве и при психических отклонениях. .Это область для дальнейших исследований” [16].

Для того, чтобы понять в чем заключается зрелость личности по Д.А. Леонтьеву, следует рассмотреть его представления о том, как “устроена” личность, понимаемая не как неизменная структура, а как изменяющаяся личность в изменяющемся мире. В структуре личности он выделяет три иерархических уровня, границы между которыми достаточно условны. Высокий уровень - это уровень ядерных структур личности, тот психологический скелет или каркас, на который впоследствии наслаивается все остальное. Второй уровень - это отношения личности с миром, взятые с их содержательной стороны, т.е. “внутренний мир человека”.

Третий нижний уровень - это экспрессивно-инструментальные структуры, характеризующие типичные для личности формы или способы внешнего проявления, взаимодействие с миром, ее внешнюю оболочку.

К низшему уровню относятся характер, способности и роли. Основными составляющими внутреннего мира человека являются присущие только ему и вытекающие из его уникального жизненного опыта устойчивые смыслы значимых объектов и явлений, отражающие его отношение к ним, а также личностные ценности, которые являются, наряду с потребностями, источниками этих смыслов.

Свобода, ответственность, духовность Д.А. Леонтьеву, - способы самоосуществления личности, определяющие ее зрелость. Они в сформированной, зрелой личности занимают центральное место в отношениях человека с миром, становятся стержнем его жизнедеятельности и наполняются ценностным содержанием, которое придает смысл им самим.

Свобода подразумевает возможность преодоления всех форм детерминации, внешней по отношению к человеческому глубинному экзистенциальному Я. Свобода человека - это свобода от причинных зависимостей, свобода от настоящего и прошлого, возможность черпать побудительные силы для своего поведения в воображаемом, предвидимом и планируемом будущим, которое есть ни у каждого человека.

Позитивную характеристику свободы необходимо начать с того, что свобода является специфической формой активности. Если активность присуща всему живому, то свобода 1) является осознанной активностью; 2) опосредованной ценностным “для чего”; 3) активностью, полностью управляемой самим субъектом.

Ответственность -создание человеком своей способности выступать причиной изменений в окружающем мире и в собственной жизни, а также сознательное управление этой способностью. Ответственность зрелой личности - это внутренняя регуляция, опосредованная ценностными ориентирами” [16, с.52].

Лишь в ходе активности, направленной во вне, человек может прийти к осознанию своей способности влиять на события. В своей развитой форме свобода и независимость неразделимы, выступают как единый механизм самореализируемой произвольной осмысленной активности, присущей зрелой личности в отличие от незрелой.

Вместе с тем, пути и механизмы становления свободы и ответственности различны. Путь становления ответственности - это переход регуляции активности извне вовнутрь. Путь становления свободы - это обретение права на активность и ценностных ориентиров личностного выбора.

Интеграция свободы и ответственности связанная с обретением личностью ценностных ориентиров, знаменует переход человека на новый уровень отношений и миром - уровень самодетерминации - и выступает предпосылкой и признаком личностного здоровья.

Наряду с формированием личностных структур: свободы и ответственности происходит их содержательное ценностное наполнение, что выражается в формировании индивидуального мировоззрения, системы личностных ценностей и, в конечном счете, в обретении человеком духовности как особого измерения личностного бытия [8].

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Понятие ценности
Разные авторы, отталкиваясь от разных подходов к проблематике мотивации, дают множество определений понятию ценность. Рассмотрим основные из них. Взгляд социальной психологии на проблему ценностей, определял ценность как предмет или явле ...

Понятие субкультуры. Субкультура как закономерное социальное явление
Что такое молодежная культура? Когда она возникает, в чем проявляется и как изменяется со временем? Для того, чтобы ответить на эти и другие интересующие нас вопросы, необходимо идти от самых истоков, вооружившись, прежде всего знанием кл ...

Клинические симптомы ПТСР
1. Немотивированная бдительность. Человек пристально следит за всем, что происходит вокруг, словно ему постоянно угрожает опасность. 2. «Взрывная» реакция. При малейшей неожиданности человек делает стремительные движения (нагибается пр ...

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru