Заключение
Теоретико-методологический анализ феномена психической депривации позволяет сказать, что единого подхода к определению данного явления нет, так как представители разных теоретических направлений склонны видеть причину депривации в неудовлетворении разных психологических потребностей. Но, несмотря на это, большинство как отечественных, так и зарубежных авторов отмечает, что успешное формирование личности ребёнка зависит от среды, в которой он растёт и развивается, от характера общения и взаимодействия с окружающими его людьми. А в ситуации депривации среда развития ребёнка описывается преимущественно негативными характеристиками, которые могут встречаться как по-отдельности, так и комплексно: дефицит эмоционально-личностного общения, бедность сенсорной стимуляции, недостаток двигательной и интеллектуальной активности и т.д. Степень воздействия депривации на психику определятся её силой, продолжительностью и охватом дефицитных потребностей.
Таким образом, можно говорить о том, что психическая депривация оказывает крайне негативное влияние на развитие и формирование личности ребёнка. Каждый отдельный вид депривации влечёт за собой самые разнообразные последствия, среди которых можно выделить: затруднение адаптации в социуме, сложность установления эмоционального контакта с близкими людьми и бедность эмоциональных проявлений, трудность самораскрытия и самореализации, многочисленные внешние и внутренние конфликты, агрессию, задержку в интеллектуальном и физическом развитии, а также неврозы различной тяжести, депрессию, алкоголизм, наркомания и т.д.
Еще по теме:
Конфликты в классном коллективе
Для классного коллектива характерны разного рода конфликты. Педагогическая сфера представляет собой совокупность всех видов целенаправленного формирования личности, а ее сутью является деятельность по передаче и освоению социального опыта ...
Основные достижения и закономерности психического развития младенца
Первую половину года можно назвать периодом эмоционального общения ребенка с взрослым. Первое полугодие жизни - совершенно уникальный период в жизни и ребенка, и взрослого. Это отношение является положительным и бескорыстным. В первом пол ...
Влияние семейных взаимоотношений на развитие личности ребенка и качество успеваемости
ребенка в школе
Сегодня взрослый разрывается между потребностью в творческой самореализации, профессиональном росте и родительскими обязанностями. При этом детей в семьях стало мало, они обычно желанные и долгожданные, потому матери и отцу хочется провод ...