Заключение
Теоретико-методологический анализ феномена психической депривации позволяет сказать, что единого подхода к определению данного явления нет, так как представители разных теоретических направлений склонны видеть причину депривации в неудовлетворении разных психологических потребностей. Но, несмотря на это, большинство как отечественных, так и зарубежных авторов отмечает, что успешное формирование личности ребёнка зависит от среды, в которой он растёт и развивается, от характера общения и взаимодействия с окружающими его людьми. А в ситуации депривации среда развития ребёнка описывается преимущественно негативными характеристиками, которые могут встречаться как по-отдельности, так и комплексно: дефицит эмоционально-личностного общения, бедность сенсорной стимуляции, недостаток двигательной и интеллектуальной активности и т.д. Степень воздействия депривации на психику определятся её силой, продолжительностью и охватом дефицитных потребностей.
Таким образом, можно говорить о том, что психическая депривация оказывает крайне негативное влияние на развитие и формирование личности ребёнка. Каждый отдельный вид депривации влечёт за собой самые разнообразные последствия, среди которых можно выделить: затруднение адаптации в социуме, сложность установления эмоционального контакта с близкими людьми и бедность эмоциональных проявлений, трудность самораскрытия и самореализации, многочисленные внешние и внутренние конфликты, агрессию, задержку в интеллектуальном и физическом развитии, а также неврозы различной тяжести, депрессию, алкоголизм, наркомания и т.д.
Еще по теме:
Проблема соотношения общего и особенного в старшем
дошкольном и младшем школьном возрастах
Для психологов совершенно очевидно, что взрослым, воспитывающим и обучающим детей, общающимся с ними и работающим в направлении их развития, обязательно нужно учитывать возрастные особенности детей. Дошкольное и младшее школьное детство г ...
Основные виды эмоциональных процессов и их характеристика. Аффект и стресс
Эмоциональные процессы (явления) делятся на аффекты, стрессовые состояния, настроения, собственно эмоции и чувства.
В начале ХХ века среди различных «чувств» в самостоятельную группу стали выделяться аффекты. Аффекты почти всегда возника ...
Особенности разделения рисунков детей с неврологическими нарушениями от
рисунков детей с эмоциональными расстройствами
В 1940 году Л. Бендер, отмечая различия между умственным возрастом по Гудинаф и отметкой по шкале Стенфорд-Бине в рисунках детей с неврологией, относит этот факт недостаточному представлению о теле. В результате рисунок всегда будет хуже ...



