Воздействие жизненного сценария на эмоциональную сферу личности
В процессе работы мы использовали формулировку Э. Берна - «Жизненный сценарий – это план, основанный на принятом в детстве решении (бессознательном), подкрепленный родителями, оправданный последующими событиями и достигающий кульминации в избранной альтернативе». Отталкиваясь от этого определения можно добавить ,что жизненный сценарий личности – это еще и бессознательная
готовность выстраивать линию своей жизни в соответствии с выработанными в онтогенезекогнитивными, эмоциональными и поведенческими стереотипами. Таким образом, жизненный сценарий может оказывать воздействие не только на жизненную позицию человека, но также и на способность выражать те или иные эмоции в процессе общения, проявлять или сдерживать их, позволять себе переживать ситуации в полной мере или держать все под контролем.[4]
В нашей работе мы представили обзор основных авторов сценарного анализа : Эрик Берн, Мэри и Роберт Гулдинги , Клод Штайнер, Стэн Вуллэмс, Таиби Кейлер, Франклин Эрнст. В настоящее время концепция сценария наряду с моделью эго-состояний является центральной идеей ТА. Эрик Берн дал полное определение жизненного сценария, который используется психологами в настоящее время: «План жизни составляется в детстве, подкрепляется родителями, оправдывается ходом событий и достигает пика при выборе пути». По содержанию сценарии могут быть: сценарий победителя, сценарий побеждённого и сценарий не-победителя (банальный). Берн однозначно определил победителя и побеждённого в их отношении к достижению поставленной цели. Осознание сценария даёт возможность переделать его и стать победителем там, где решил быть побеждённым.
В дипломе мы изучили четыре вида жизненных позиций: Я-ОК, Ты-ОК; Я-неОК, Ты-ОК; Я-ОК, Ты-неОК; Я-неОК, Ты-неОК. Берн писал: «Любая игра, сценарий и судьба человека основана на одной из этих четырёх позиций». Жизненная позиция – это совокупность основных представлений о себе и окружающих, которые призваны оправдать решения и поведение человека.
В работе представлен обзор различных видов сценарных посланий. Роберт и Мэри Гулдинг обнаружили, что существует ограниченное количество видов приказаний - двенадцать. Человек может воспринять от своих родителей одно или несколько их этих двенадцати приказаний.
Эрик Берн ввел типологию сценарного процесса. Он разработал шесть типов осуществления сценария. Следуя идее Берна о том, что сценарий может проигрываться в течение коротких промежутков времени, Таиби Кейлер описал пять драйверов и установил связь драйверов с сценарным процессом.
Мы представили в своей работе студенчество – как особенный возрастной период в жизни человека. Этот период проявляется активным построением смысловых и целеполагающих конструкций, нередко определяющих дальнейший ход жизни.
Период учебы в вузе у молодых людей нередко совпадает с возрастным кризисом перехода от юности к зрелости, при котором достигают пика развития эмоциональные, интеллектуальные, конативные (поведенческие) процессы при одновременном максимальном раскрытии духовно-нравственных основ личности.
В процессе работы мы заметили, что жизненный сценарий и эмоциональная сфера личности взаимосвязаны. Под воздействием жизненного сценария человек может проявлять эмоции определенным образом, в соответствии с бессознательным ориентиром. Таким образом жизненный сценарий личности это еще и бессознательнаяготовность выстраивать линию своей жизни в соответствии с выработанными в онтогенезекогнитивными, эмоциональными и поведенческими стереотипами .
Еще по теме:
Личностные качества необходимые для фельдшеров и необходимость
их развития на этапе обучения профессии
Одной из важнейших личностных особенностей студентов-медиков является самооценка. Познание самого себя идет через сравнение себя с другими людьми, путем осознания своих возможностей, достижений и сравнения их с успехами и достижениями окр ...
Ошибки атрибуции
Искажение при атрибуциях – это неправильное отражение и истолкование психологической реальности – подлинных мотивов и черт объекта, их замена иными, придуманными и несвойственными данной личности чертами и мотивами [10].
«Основная ошибк ...
Способы разрешения конфликтных ситуаций
По мнению специалистов в области разрешения конфликтов, стратегии взаимодействия, избираемые участниками конфликтной ситуации, становятся решающим фактором ее конструктивного преодоления [5, С. 77].
Стратегии поведения участников межличн ...