Воздействие жизненного сценария на эмоциональную сферу личности

Материалы » Анализ воздействия жизненного сценария студентов на их эмоциональную сферу » Воздействие жизненного сценария на эмоциональную сферу личности

Страница 2

В процессе работы мы использовали формулировку Э. Берна - «Жизненный сценарий – это план, основанный на принятом в детстве решении (бессознательном), подкрепленный родителями, оправданный последующими событиями и достигающий кульминации в избранной альтернативе». Отталкиваясь от этого определения можно добавить ,что жизненный сценарий личности – это еще и бессознательная

готовность выстраивать линию своей жизни в соответствии с выработанными в онтогенезекогнитивными, эмоциональными и поведенческими стереотипами. Таким образом, жизненный сценарий может оказывать воздействие не только на жизненную позицию человека, но также и на способность выражать те или иные эмоции в процессе общения, проявлять или сдерживать их, позволять себе переживать ситуации в полной мере или держать все под контролем.[4]

В нашей работе мы представили обзор основных авторов сценарного анализа : Эрик Берн, Мэри и Роберт Гулдинги , Клод Штайнер, Стэн Вуллэмс, Таиби Кейлер, Франклин Эрнст. В настоящее время концепция сценария наряду с моделью эго-состояний является центральной идеей ТА. Эрик Берн дал полное определение жизненного сценария, который используется психологами в настоящее время: «План жизни составляется в детстве, подкрепляется родителями, оправдывается ходом событий и достигает пика при выборе пути». По содержанию сценарии могут быть: сценарий победителя, сценарий побеждённого и сценарий не-победителя (банальный). Берн однозначно определил победителя и побеждённого в их отношении к достижению поставленной цели. Осознание сценария даёт возможность переделать его и стать победителем там, где решил быть побеждённым.

В дипломе мы изучили четыре вида жизненных позиций: Я-ОК, Ты-ОК; Я-неОК, Ты-ОК; Я-ОК, Ты-неОК; Я-неОК, Ты-неОК. Берн писал: «Любая игра, сценарий и судьба человека основана на одной из этих четырёх позиций». Жизненная позиция – это совокупность основных представлений о себе и окружающих, которые призваны оправдать решения и поведение человека.

В работе представлен обзор различных видов сценарных посланий. Роберт и Мэри Гулдинг обнаружили, что существует ограниченное количество видов приказаний - двенадцать. Человек может воспринять от своих родителей одно или несколько их этих двенадцати приказаний.

Эрик Берн ввел типологию сценарного процесса. Он разработал шесть типов осуществления сценария. Следуя идее Берна о том, что сценарий может проигрываться в течение коротких промежутков времени, Таиби Кейлер описал пять драйверов и установил связь драйверов с сценарным процессом.

Мы представили в своей работе студенчество – как особенный возрастной период в жизни человека. Этот период проявляется активным построением смысловых и целеполагающих конструкций, нередко определяющих дальнейший ход жизни.

Период учебы в вузе у молодых людей нередко совпадает с возрастным кризисом перехода от юности к зрелости, при котором достигают пика развития эмоциональные, интеллектуальные, конативные (поведенческие) процессы при одновременном максимальном раскрытии духовно-нравственных основ личности.

В процессе работы мы заметили, что жизненный сценарий и эмоциональная сфера личности взаимосвязаны. Под воздействием жизненного сценария человек может проявлять эмоции определенным образом, в соответствии с бессознательным ориентиром. Таким образом жизненный сценарий личности это еще и бессознательнаяготовность выстраивать линию своей жизни в соответствии с выработанными в онтогенезекогнитивными, эмоциональными и поведенческими стереотипами .

Страницы: 1 2 

Еще по теме:

Определение и причины застенчивости
Точного определения застенчивости нет. Застенчивость - это сложное комплексное состояние, которое проявляется в разнообразных формах. Это может быть и легкий дискомфорт, и необъяснимый страх, и даже глубокий невроз. Застенчивость - черта ...

Эмоционально-волевое и личностное развитие младших школьников
К началу школьной жизни ребёнок представляет собой в известном смысле личность. Он даёт себе отчёт в том, какое место занимает среди людей и какое место ему предстоит занять в ближайшем будущем (он пойдёт учиться в школу). Одним словом от ...

Категория взаимодействия как теоретико- методологическая основа исследования отношений психических состояний и когнитивных процессов
При изучении взаимоотношений психических состояний и когнитивных процессов возникает ряд трудностей, решение которых определяет логику эмпирических исследований. На наш взгляд, наиболее важным является вопрос конъюнктивности двух психичес ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru