Определение и причины застенчивости

Материалы » Феномен детской и подростковой застенчивости » Определение и причины застенчивости

Страница 3

В последнее время застенчивость стали обозначать как "высокую реактивность". Часто у высокореактивных детей застенчивость выступает как инстинктивное поведение, направленное на защиту от физиологической и эмоциональной перегрузки. При этом возможны два варианта инстинктивного поведения. Первый - ребенок, чем-то неудовлетворенный, избирает "стратегию избегания" (вид психологической защиты) и становится застенчивым. Второй - ребенок включается в соперничество и становится уверенным в себе [5, c.29].

Принято выделять природные и социальные факторы, формирующие застенчивость. К природным факторам относится темперамент, обусловленный типом нервной системы. Подавляющее большинство застенчивых людей относится к типу меланхоликов и флегматиков. Однако существуют и застенчивые холерики и сангвиники.

К социальным факторам относят тип семейного воспитания.

Существует очень тесная связь между типом воспитания ребенка и особенностями психического развития. Наиболее типичные проявления неправильного воспитания:

Непрятие.Между родителями и детьми нет душевного контакта. Ребенок обут, одет и накормлен, а душой его родители не интересуются. В результате такого воспитания можно вырастить либо агрессивного ребенка, либо забитого, либо робкого.

Гиперопека

. Родители чересчур "правильно" воспитывают ребенка, программируют каждый его шаг. Ребенок вынужден хронически сдерживать свои порывы и желания. Ребенок может протестовать против такого положения, что выливается в агрессивность, а может покориться, становится замкнутым, отгороженным, а в итоге застенчивым.

Тревожно-мнительный тип воспитания

. Над ребенком дрожат, опекают сверх меры, а это благодатная почва для развития нерешительности, робости, мучительной неуверенности в себе.

В результате искажения семейного воспитания, как правило, вырастают дети с эмоциональными нарушениями полярных типов - агрессивные и застенчивые [10, с.97].

В контексте развития эмоций и чувств человека застенчивость рассматривается, то, как синоним чувства страха (Д. Болдуин, К.Гросс), то, как выражение чувства вины или стыда (В.Штерн, В.Зеньковский, Д. Изард). Вместе с тем, все психологи отмечают связь застенчивости с особенностями самосознания ребёнка и связанного с ним отношения к людям: неуверенность в себе, отрицательная самооценка, недоверие к окружающим.

Таким образом, можно сказать, что застенчивость - очень распространенное и разностороннее качество личности человека. Она может считаться либо мелким затруднением, либо большой проблемой.

Причины застенчивости также разнообразны, как и ее определение. Главный источник застенчивости - страх перед людьми. Фундамент застенчивости, конечно же, закладывается в детстве. Ее появление во многом зависит от воспитания родителей, учебных заведений и социальной среды. Правда есть и такие люди, которые, будучи незастенчивыми, вдруг под влиянием каких-либо событий становятся застенчивыми.

Страницы: 1 2 3 

Еще по теме:

Психология уверенного поведения
Сам термин "ассертивность" появился в обиходе российских психологов и бизнес-тренеров сравнительно недавно – около десяти лет назад. При этом коротко объяснить, что он означает, мало у кого получается. Вкратце, способность к асс ...

Сущность и содержание понятия установки на здоровый образ жизни у подростков
Здоровье – важнейший фактор реализации жизненной программы индивидуума. Здоровый образ жизни - это интегральный способ бытия индивида во внешнем и внутреннем мире, как и система взаимоотношений человека с самим собой и факторами внешней с ...

Основные виды и функции механизмов психологических защит
В различных источниках описывается разное количество защит. Единой и общепризнанной их классификации нет. Часто психологические защиты делят на 2 группы: 1. Проективные: их цель – не допустить информацию в сознание (расщепление, проекция ...

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru