Страх и тревога

Материалы » Разработка тренинга психоэмоциональной устойчивости "Прививка против страха" » Страх и тревога

Страница 1

Страх и тревога, по мнению одних авторов, имеют лишь количественные различия, а, по мнению других, отличаются принципиально, как по своим механизмам, так и по способу реализации. М. Литвак считает, что «тревога - это эмоция, возникающая при общей оценке ситуации, как неблагоприятной < .> Если источник тревоги ликвидировать не по силам, тревога переходит в страх. Таким образом, страх - это результат тревоги и мышления» [7].

Ряд исследователей [8-11] рассматривают синдромы тревоги и страха как степени тяжести единого анксиозного состояния, различающиеся по ряду диагностических критериев. Так, тревога является кратковременным расстройством продолжительностью в несколько часов, тогда как страх характеризуется большей стойкостью (дни, недели). Тревога связана с наличием мнимоугрожающего объекта, а для страха характерно отсутствие такового. Если в клинике тревожного синдрома чаще встречаются изолированные фобии (танатофобия, клаустрофобия и др.), то синдром страха отличается наличием фобофобии. Так, если рассмотреть критерий длительности этих состояний, то, согласно современным представлениям, тревожные расстройства, колеблясь в своей интенсивности, могут продолжаться месяцы и годы (обсессивно - компульсивное расстройство, посттравматическое стрессовое расстройство), а расстройство в виде генерализованной тревожности нередко сопровождает больного в течении всей жизни. Длительность состояний страха обусловлена ведущим типом расстройства : так, при описании невроза страха З. Фрейд [12] указывает на необыкновенную его устойчивость у больных в течении многих лет, А. Свядощ [2] ограничивает длительность невроза страха до 1 - 6 месяцев. Если же рассматривать синдром страха при фобиях, то продолжительность его составляет от 1-2 месяцев до нескольких лет [13]. Состояние страха при панических приступах длится до 1 часа [14]. Взгляды авторов расходятся и относительно предметно - смыслового содержания тревоги и страха. Например, А. Свядощ [2] подчеркивает, что для страха характерна бессодержательность или изменчивость фабулы. Однако, большинство авторов придерживаются прямо противоположной точки зрения, рассматривая тревогу как реакцию на неопределенный, часто неизвестный сигнал, а страх как ответ на конкретный сигнал опасности [14,15].

Большинство авторов полагают, что между тревогой и страхом имеется ряд принципиальных различий, причем последний нельзя свести к «осмысленной тревоге». Согласно мнению А. Захарова [15] различия между этими эмоциями достаточно принципиальны и касаются как генеза, так и психических проявлений. Опираясь на взгляды последнего автора, можно составить следующую таблицу дифференциальной диагностики страха и тревоги [16]:

ПРИЗНАК

ТРЕВОГА

СТРАХ

Отношение к опасности

Сигнал опасности

Ответ на опасность

Временные особенности

Возникает до наступления опасности

Возникает во время наступления опасности

Действие на психику

Возбуждающее

Тормозящее

Характер стимулов, вызывающих эмоцию

Неопределенный, абстрактный характер

Определенный, конкретный характер

Направление во времени

Проецирована в будущее

Источником является прошлый травмирующий опыт

Роль мыслительных процессов в формировании психических ощущений

Иррациональный феномен

Рациональный феномен

Локализация в коре

Левое полушарие

Правое полушарие

Форма реагирования

Социально-обусловленная

Инстинктивно-

обусловленная

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Внимание как проявление активности человека. Становление видов и свойств внимания в детском возрасте
Внимание – это состояние психологической концентрации, сосредоточенности на каком – либо объекте или, Внимание – это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств ...

Понятие "мотивационной установки"
Понятие установки первоначально было введено в психологии немецкими психологами для обозначения обусловленного прошлым опытом фактора – готовности действовать некоторым образом, определяющего скорость реагирования на воспринимаемую ситуац ...

Особенности развития эмоциональной сферы детей, воспитывающихся вне семьи
Наибольшие трудности и отклонения от нормального становления личности воспитанников детских домов отмечаются всеми исследователями в эмоционально-волевой сфере: в нарушении социального взаимодействия, неуверенности в себе, снижении самоор ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru