Страх и тревога
Страх и тревога, по мнению одних авторов, имеют лишь количественные различия, а, по мнению других, отличаются принципиально, как по своим механизмам, так и по способу реализации. М. Литвак считает, что «тревога - это эмоция, возникающая при общей оценке ситуации, как неблагоприятной < .> Если источник тревоги ликвидировать не по силам, тревога переходит в страх. Таким образом, страх - это результат тревоги и мышления» [7].
Ряд исследователей [8-11] рассматривают синдромы тревоги и страха как степени тяжести единого анксиозного состояния, различающиеся по ряду диагностических критериев. Так, тревога является кратковременным расстройством продолжительностью в несколько часов, тогда как страх характеризуется большей стойкостью (дни, недели). Тревога связана с наличием мнимоугрожающего объекта, а для страха характерно отсутствие такового. Если в клинике тревожного синдрома чаще встречаются изолированные фобии (танатофобия, клаустрофобия и др.), то синдром страха отличается наличием фобофобии. Так, если рассмотреть критерий длительности этих состояний, то, согласно современным представлениям, тревожные расстройства, колеблясь в своей интенсивности, могут продолжаться месяцы и годы (обсессивно - компульсивное расстройство, посттравматическое стрессовое расстройство), а расстройство в виде генерализованной тревожности нередко сопровождает больного в течении всей жизни. Длительность состояний страха обусловлена ведущим типом расстройства : так, при описании невроза страха З. Фрейд [12] указывает на необыкновенную его устойчивость у больных в течении многих лет, А. Свядощ [2] ограничивает длительность невроза страха до 1 - 6 месяцев. Если же рассматривать синдром страха при фобиях, то продолжительность его составляет от 1-2 месяцев до нескольких лет [13]. Состояние страха при панических приступах длится до 1 часа [14]. Взгляды авторов расходятся и относительно предметно - смыслового содержания тревоги и страха. Например, А. Свядощ [2] подчеркивает, что для страха характерна бессодержательность или изменчивость фабулы. Однако, большинство авторов придерживаются прямо противоположной точки зрения, рассматривая тревогу как реакцию на неопределенный, часто неизвестный сигнал, а страх как ответ на конкретный сигнал опасности [14,15].
Большинство авторов полагают, что между тревогой и страхом имеется ряд принципиальных различий, причем последний нельзя свести к «осмысленной тревоге». Согласно мнению А. Захарова [15] различия между этими эмоциями достаточно принципиальны и касаются как генеза, так и психических проявлений. Опираясь на взгляды последнего автора, можно составить следующую таблицу дифференциальной диагностики страха и тревоги [16]:
ПРИЗНАК |
ТРЕВОГА |
СТРАХ |
Отношение к опасности |
Сигнал опасности |
Ответ на опасность |
Временные особенности |
Возникает до наступления опасности |
Возникает во время наступления опасности |
Действие на психику |
Возбуждающее |
Тормозящее |
Характер стимулов, вызывающих эмоцию |
Неопределенный, абстрактный характер |
Определенный, конкретный характер |
Направление во времени |
Проецирована в будущее |
Источником является прошлый травмирующий опыт |
Роль мыслительных процессов в формировании психических ощущений |
Иррациональный феномен |
Рациональный феномен |
Локализация в коре |
Левое полушарие |
Правое полушарие |
Форма реагирования |
Социально-обусловленная |
Инстинктивно- обусловленная |
Еще по теме:
Правовые основы регулирования миграционных
отношений в Российской Федерации
Российская Федерация в настоящее время является открытым государством, в том числе, для граждан других государств, которые могут свободно въезжать на ее территорию и свободно покидать ее. А это означает, что объективно возникают различног ...
Невербальные компоненты коммуникаций
К средствам кинесики (внешние проявления человеческих чувств и эмоций) относят выражение лица, мимику, жестикуляцию, позы, визуальную коммуникацию (движение глаз, взгляды). Эти невербальные компоненты несут также большую информационную на ...
Типы девиаций
Подростков, чьё поведение отклоняется от принятых в обществе правил, норм поведения, называют трудными или трудновоспитуемыми. Под трудновоспитуемостью понимается сопротивление педагогическим воздействиям, которое может быть обусловлено с ...