Заключение
Целью работы было «изучить психологические защитные механизмы и стратегии копинг-поведения у подростков из неблагополучных семей».
Для достижения данной цели нами были выполнены следующие задачи:
1. Рассмотрены проблемы изучения механизмов психологической защиты и копинг-поведения в психологической науке; Эскизы тату глаза tatufoto.com.
2. Исследованы основные механизмы психологической защиты и стратегии копинг-поведения у подростков из неблагополучных семей.
3. Описано влияние семьи на защитные механизмы и копинг-поведение детей подросткового возраста.
4. Разработаны рекомендации по формированию эффективных защитных механизмов и стратегий совладающего поведения у подростков из неблагополучных семей.
В данном исследовании мы рассмотрели взгляды различных ученых на проблему формирования механизмов психологической защиты и стратегии копинг-поведения у подростков из неблагополучных семей.
В условиях стресса психологическая адаптация человека происходит, главным образом, посредством двух механизмов: психологической защиты и копинг-механизмов.
Психологическая защита – форма эмоционально-информационных взаимодействий с миром и другими людьми, которая позволяет сохранять неизменной свою самооценку и душевное спокойствие. Чаще всего встречаются следующие виды защит: рационализация – стремление к самооправданию, нахождению ложных обоснований своих поступков; проекции – приписыванию другому своих отрицательных или положительных качеств и подавленных влечений; подавление и вытеснение – перевод проблем на уровень подсознания, замещения – переадресация реакций с одного лица на другое.
Коппинг-поведение – использование различных стратегий совладания с реальностью вместо попыток исказить реальность или скрыться от нее. Это характерные паттерны защитных механизмов, к которым прибегают здоровые люди.
В результате эмпирического исследования мы выяснили, что у подростков из разных по благополучию семей существуют особенности копинг-стратегий и механизмов психологических защит.
Подростки из неблагополучных семей склонны снимать возникшее напряжение с помощью неконструктивных механизмов защит: отрицания и замещения. Для подростков из благополучных семей в большей степени характерны конструктивные механизмы, такие как сублимация, интеллектуализация.
При высоком уровне благополучия семьи подростки чаще стремятся использовать более конструктивные пути адаптации по отношению к трудным ситуациям, связанные с ее изменением и получением позитивного опыта. И наоборот, подростки из неблагополучных семей чаще используют неэффективные стратегии совладания.
Вне зависимости от уровня благополучия семьи большинство подростков склонны решать свои проблемы и бороться со стрессом самостоятельно. С помощью углового преобразования Фишера выявлены достоверные различия в том, что подростки из неблагополучных семей чаще избегают проблем и реже обращаются за помощью и ищут социальной поддержки, чем подростки из благополучных семей.
Проведенное эмпирическое исследование показало, что высокий уровень семейного благополучия способствует выбору подростком более эффективных стратегий поведения в проблемно-стрессовой ситуации. В то же время, неблагополучие в семье приводит к тому, что подросток чаще выбирает неэффективные стратегии поведения, чаще избегает проблемных ситуаций, отступает от намеченных целей, реже обращается за помощью.
Еще по теме:
Развитие личности дошкольника
С точки зрения формирования ребенка как личности весь дошкольный возраст можно разделить на три части. Первая из них относится к возрасту три - четыре года и преимущественно связана с укреплением эмоциональной регуляции. Вторая основывает ...
Понятие психики. Истоки психики живых существ
Для более тонкого понимания заданной темы обратимся к трактовке терминов "психика" и "высшие млекопитающие".
В "Словаре по профориентации и психологической поддержке" читаем: психика - свойство живых, высоко ...
Особенности профессиональной деятельности специалиста по PR
межличностный коммуникация барьер взаимопонимание
Public Relations- весьма богатое понятие. Оно включает в себя:
· Все что может улучшить взаимопонимание между организацией и теми с кем эта организация вступает в контакт, как внутри так ...