Возрастные особенности развития сознания

Материалы » Особенности осознания собственных поступков старшеклассниками с разной репрезентацией причинности в сознании » Возрастные особенности развития сознания

Страница 1

Развитие сознания является важной составляющей в ходе психического развития, так как ребёнок, по мнению А.Н. Леонтьева, не только фактически изменяет свое место в системе общественных отношений, но и осознаёт, осмысливает их. Развитие сознания на разных возрастных этапах выражается в изменении мотивации деятельности индивида. Прежние мотивы теряют побудительную силу, рождаются новые – периводящие к переосмыслению прежней деятельности. Развитие сознания происходит в контексте смены ведущей деятельности, в результате чего начинается новая стадия психического развития. В данной работе будут рассмотрены особенности сознания в старшем школьном или юношеском возрасте.

Старший школьный или юношеский возраст (от 14—15 до 18 лет). Представляет собой, как отмечает И.С. Кон, «в буквальном смысле слова «третий мир», существующий между детством и взрослостью»; биологически — это период завершения физического созревания, «однако на его долю выпадает задача многочисленных «доделок» и устранение диспропорций, обусловленных неравномерностью созревания» [18, с.41]. К концу этого периода основные процессы биологического созревания, в большинстве случаев, завершены, так что дальнейшее физическое развитие рассматривается как принадлежащее к циклу взрослости.

Переход от детства к взрослости, по мнению И.С. Кона, предполагает не только физическое созревание, но также приобщение к культуре, овладение определенной системой знаний, норм и навыков, благодаря которым «индивид может трудиться, выполнять общественные функции и нести вытекающую отсюда социальную ответственность» [18, с.5]. Данный переход характеризуется расширением сферы жизнедеятельности старшего подростка, деятельность и ролевая структура личности на этом этапе уже приобретают ряд новых, взрослых качеств, связанных, как отмечает И.С. Кон, с увеличением числа и расширением диапазона фактически доступных или нормативно обязательных для индивида данного возраста социальных ролей. Поэтому социальное положение юношества неоднородно, а социальное созревание, требует рассмотрения как многомерный процесс, имеющий множество критериев. Главными из них выступают - завершение образования, приобретение стабильной профессии, начало трудовой деятельности, материальная независимость от родителей, политическое и гражданское совершеннолетие, служба в армии (для мужчин), вступление в брак, рождение первого ребенка.

За этим количественным изменением жизненного пространства стоят также качественные сдвиги, поскольку «в процессе развития, - пишет И.С. Кон, - существенно меняется субъективная значимость и соотношение разных ролей и связанных с ними отношений» [18, с.41], при этом «жизненные пути еще более дифференцируются со всеми вытекающими отсюда социально-психологическими последствиями» (там же, с.42).

Промежуточность общественного положения и статуса определяет особенности психики старшего школьника.

Ведущими видами деятельности в этот период выступают:

1) Общение в системе общественно полезной деятельности, в которой старшие подростки «овладевают способностью строить общение в зависимости от различных задач и требований жизни, способностью ориентироваться в личных особенностях и качествах других людей, способностью сознательно подчиняться нормам, принятым в коллективе» [18, с.6].

2) Учебно-профессиональная деятельность, благодаря которой у старшеклассников формируются «определенные познавательные и профессиональные интересы, элементы исследовательских умений, способность строить жизненные планы и вырабатывать нравственные идеалы, самосознание» (там же).

Развитие мотивационной сферы личности в этот период заключается в определении старшеклассником своего места в жизни и внутренней позиции, формировании мировоззрения и его влиянии на познавательную деятельность, самосознание и моральное сознание. Иными словами в юношеском возрасте стоит

задача социального и личностного самоопределения, выраженного, как отмечает Т.В. Снегирёва, в «потребности субъекта определить себя в сфере личностных особенностей и межличностных отношений» [51, с.27]. Данная задача, подчёркивает И.С. Кон, не означает автономию

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Толерантность в отношении национальных меньшинств
XXI век характеризуется все большим нарастанием глобализационных тенденций, и уже не осталось ни одной значимой сферы общественной деятельности, где бы эти тенденции не проявлялись. Рост числа актов открытой нетерпимости по всему миру, св ...

Психологические аспекты процесса общения. Общение как особый вид деятельности
В отечественной и зарубежной психологической и педагогической литературе имеется немало работ, целью которых является изучение проблем взаимоотношение дошкольников со сверстниками. Для нас представляет интерес подход к проблеме общения, у ...

Основы коррекции общения детей в условиях детского сада
По определению А.А. Осиповой, «психокоррекция – это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологических воздействий».[2] Проблема коррекции на совре ...

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru