Проблема сознания в контексте деятельностного подхода

Материалы » Особенности осознания собственных поступков старшеклассниками с разной репрезентацией причинности в сознании » Проблема сознания в контексте деятельностного подхода

Страница 3

2) Перевоплощение субъективных личностных смыслов в другие адекватные им значения. Данный процесс является необходимым в случае разрушения навязанных субъекту «искажённых или фантастических представлений и идей, стереотипов, которые не имеют никакой почвы в его реальном практическом жизненном опыте, - их разрушение, само по себе, отмечает А.Н. Леонтьев, создаёт «опустошение» сознания, - «способное обернуться психологической травмой»[23, с.155]

Анализируя систему взаимодействия компонентов сознания и в целом рассматривая категорию сознания в контексте деятельностного подхода, А.Н. Леонтьев пишет: «В отличие от значений, личностные смыслы, как и чувственная ткань сознания, не имеют своего «надындивидуального», своего «непсихологического» существования. Если внешняя чувствительность связывает в сознании субъекта значения с реальностью объективного мира, то личностный смысл связывает их с реальностью самой его жизни в этом мире, с её мотивами» [23, с.153]. По мнению А.Н. Леонтьева, сознание человека, его деятельность, не аддитивно, «это не плоскость, даже не ёмкость, заполненная образами и процессами. Это и не связи отдельных его единиц» [23, с.157], а внутреннее движение его образующих, включённое в общее движение деятельности, осуществляющей реальную жизнь индивида в обществе. «Деятельность индивида и составляет субстанцию его сознания» (там же).

В контексте деятельностного подхода сознание выступает как высшая форма психического отражения, присущая человеку как общественно-историческому существу. Сознание возникает в отношениях субъекта с окружающим миром, реализуемых в деятельности. В ходе деятельности происходит становление психического образа и закрепление его в идеальной форме посредством языка. Сознание характеризуется своей многомерностью и выступает как единство трёх компонентов: чувственной ткани, значений, личностных смыслов.

На современном этапе разработкой проблемы сознания занимаются такие исследователи как В.П. Зинченко [16], Е.В. Улыбина [56], А.Г. Чеснокова [58], В.Ф. Петренко [37], А.Г. Шмелёв [64]. В работах В.П. Зинченко разрабатывается проблема миров сознания, как необходимая для обоснования выделения в структуре сознания образующих его компонентов. К основным компонентам сознания, выделенным А.Н. Леонтьевым, чувственной ткани, значению и смыслу, В.П. Зинченко дополняет биодинамическую ткань – наблюдаемую и регистрируемую форму живого движения, которое он рассматривает, вслед за Н.А. Бернштейном, как функциональный орган индивида [16]. Е.В. Улыбина рассматривает вопросы, посвящённые интерсубъективной природе сознания [56]. А.Г. Чеснокова, анализирует работы Л.С. Выготского, посвящённые проблеме сознания, в контексте современного этапа развития психологии [58].

В работах В.Ф. Петренко и А.Г. Шмелёва, сознание изучается в единстве трёх компонентов, выделенных А.Н. Леонтьевым, чувственной ткани, значения, личностного смысла. Значение является центральным образующим сознания, т.к. в значении посредством языка зафиксированы обобщения свойств, связей и отношений действительности, выработанные общественной практикой. Чувственная ткань, связывает через перцепцию сознание с предметным миром, личностные смыслы, определяют пристрастность сознания, его связь с мотивационо – потребностной сферой человека. Сознание в таком единстве, по мнению авторов, предстаёт как индивидуальная система значений несущая в своих структурах присвоенный субъектом общественный опыт, «моделирующая мир и преобразующая его в деятельности» [37, с.5]. Таким образом, задачей психологического исследования индивидуального сознания, по мнению В.Ф. Петренко, является «анализ структуры этой моделирующей системы, её генезиса и функционирования» (там же). Данная система как отмечает В.Ф. Петренко, является семиотической, где генезис и трансформация значения как образующей сознания выступают механизмом «изменения и трансформации сознания» [37, с.6]. И потому, по мнению В.Ф. Петренко, «применительно к индивидуальному сознанию выделяется единый способ описания содержания сознания и механизмов его изменения, лежащий в плоскости семантического анализа» (там же с.6).

Страницы: 1 2 3 

Еще по теме:

Мотивация выбора профессии старшеклассников
Профессия – (лат. professio – официально указанное занятие, специальность, от profiteor – объявляю своим делом), род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, ...

Социальные причины вовлечения подростков в субкультуру готов
К социальным причинам вовлечения подростков в молодежные контркультуры можно отнести следующие факторы: 1.Потребность в принадлежности к группе. Известно, что в подростковом возрасте возникает потребность в принадлежности к какой-либо гр ...

Психолого-педагогические средства формирования защитных механизмов и стратегий совладающего поведения у подростков
Учитывая, что подростковый период в большинстве научных источников рассматривается как наиболее стрессогенный и конфликтный период в онтогенетическом развитии человека, были выделены определенные критерии, которые могут способствовать воз ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru