Уровни анализа причинности в психологии
Анализ причинности в сфере обыденного сознания, помимо рассмотрения выполнения каузальными схемами функции ориентации в предметной действительности и общения с окружающими, может включать в себя ориентировку субъекта в «собственном мире», т.е. принцип причинности может рассматриваться в сфере самосознания. В сфере самосознания причинные схемы будут способствовать соотнесению субъектом своего «Я» с системой причинно-следственных связей окружающего мира. Работа В.С. Агеева, Т.Ф. Дубовой, Ю.Я. Рыжонкина [2], посвящена исследованию атрибуции ответственности – типов причинного объяснения успехов и неудач в спортивной деятельности. В результате исследования были выделены три типа причинного объяснения, спортсменами собственных неудач:
1) Причины во внешних обстоятельствах;
2) Занижение своих возможностей и способностей решать задачи, трудности которых они завышают;
3) Акцент на анализе собственной активности.
Предпочтение человеком того или иного типа причинного объяснения «определяет его атрибутивный стиль, стиль каузальных ожиданий» [2, с.44]. Соответственно первый тип объяснения определяет внешний атрибутивный стиль, второй и третий - внутренний. Авторами установлено [2] что два первых стиля работают по принципу эмоциональной защиты позволяющей снять ответственность в случае неудачи. В спортивной деятельности наиболее предпочтителен третий стиль, т.к. он «заключает возможность критичного подхода к своим действиям во время игры» [2, с.46].
Таким образом, в психологии причинность рассматривается на трёх уровнях:
1) Уровень экспериментальной психологии;
2) Уровень психологических теорий;
3) Уровень исследования обыденного сознания. Причинное объяснение событий действительности присуще обыденному сознанию и реализуется в виде каузальных схем, входящих в круг смысловой системы ориентировки человека, от которой зависят его действия и самоощущение себя как человека в отношениях с другими.
Еще по теме:
Факторы возникновения и развития эмоционального выгорания у педагогов
Для того чтобы перейти к эмпирическим исследованиям необходимо проанализировать деятельность педагога с точки зрения наличия факторов инициирующих эмоциональное выгорание. Сделаем это с опорой на таблицу, предложенную В.Е. Орлом [29].
Та ...
Определение леворукости, ее признаки и виды
Обозначая человека, предпочитающего действовать левой рукой, его обычно называют левшой. Но это не совсем точно. Левшество, в отличие от леворукости, - это предпочтение не только руки, но и ноги, глаза, уха и даже чувствительности левой п ...
Особенности психосоциального сопровождения молодой семьи
Психосоциальное сопровождение – это взаимодействие специалиста и семьи, направленное на разрешение возникших проблем. Суть сопровождения состоит в комплексном подходе специалистов к решению проблем [2, с.115].
Психосоциальное сопровожден ...



