Заключение
Подводя итог выполненному ними исследованию формально динамических свойств личности детей с нарушением интеллекта, мы можем констатировать, что эти нарушения, которые проявляются ухудшением памяти, нарушениями речи, обязательно сопровождаются изменениями степени выраженности ряда черт темперамента, характеризующих активность деятельности, целеустремленность и прочность закрепленных стереотипов поведения. Несомненно, что эти особенности связаны с теми изменениями свойств нервной системы ребенка, которые и оказались причиной нарушения когнитивных функций. Основываясь на полученных результатах, мы можем сделать следующие выводы:
1. Черты темперамента, определяемые методикой А. Томаса (активность, приближение, настроение, внимание, ритмичность, интенсивность, порог, адаптабильность, отвлекаемость) у детей с сохранным интеллектом в г. Красноярске имеет региональные особенности, и по некоторым параметрам достоверно отличаются от соответствующих показателей детей г. Новосибирска. Поэтому, при проведении любых исследований темпераментальных свойств детей в школе необходимо руководствоваться собственными региональными нормами.
2. Отклонение от показателей черт темперамента детей с сохранным интеллектом более выражены у мальчиков с нарушенным интеллектом, нежели у девочек, особенно это касается таких черт, как активность, ритмичность, приближение, внимание, настроение и адаптабильность.
3. Наиболее ранимыми чертами темперамента у девочек с нарушением интеллекта являются отвлекаемость, интенсивность деятельности и адаптабильность значения которых, значительно ниже нормы.
4. У детей с нарушением интеллекта выявляется большее количество прочных корреляционных связей между чертами темперамента, что свидетельствует о меньшей зрелости нервной системы и темпераментальных свойств у таких детей.
5. При нарушении интеллекта у детей происходит перераспределение типов темперамента по признакам активности, целеустремленности и пластичности. Преобладающее большинство таких детей – это ригидные, безразличные, средне активные индивидуумы.
6. Характер описанных особенностей темпераментов не оказывает заметного влияния на показатели успеваемости детей с нарушенным интеллектом, однако можно отметить, что если у детей с сохранным интеллектом более высокая успеваемость отмечается по точным наукам, то у детей с нарушением интеллекта средний балл выше по гуманитарным дисциплинам.
Еще по теме:
Воздействие жизненного сценария на эмоциональную сферу
личности
Сценарий - это бессознательный жизненный план, в основе которого лежит решение, принятое в раннем детстве. Теория сценариев утверждает, что принимая о себе раннее решение, ребенок начинает на его основе планировать жизнь, в качестве образ ...
Понятие коллектива
Взаимоотношения людей в процессе совместной деятельности, которой каждый человек посвящает значительную часть своей жизни, всегда вызывает особый интерес и внимание.
Совместная деятельность людей не может быть нейтральной по отношению к ...
Эмоциональное выражение любви у мужчины и женщины
Говорят, что любовь есть состояние сродни умопомешательству, и это утверждение справедливо прежде всего для мужчин. Мужчины напичканы тестостероном по горло, и он толкает их в стадию страстного влечения любви. Во время этой стадии мужчины ...