Заключение
Подводя итог выполненному ними исследованию формально динамических свойств личности детей с нарушением интеллекта, мы можем констатировать, что эти нарушения, которые проявляются ухудшением памяти, нарушениями речи, обязательно сопровождаются изменениями степени выраженности ряда черт темперамента, характеризующих активность деятельности, целеустремленность и прочность закрепленных стереотипов поведения. Несомненно, что эти особенности связаны с теми изменениями свойств нервной системы ребенка, которые и оказались причиной нарушения когнитивных функций. Основываясь на полученных результатах, мы можем сделать следующие выводы:
1. Черты темперамента, определяемые методикой А. Томаса (активность, приближение, настроение, внимание, ритмичность, интенсивность, порог, адаптабильность, отвлекаемость) у детей с сохранным интеллектом в г. Красноярске имеет региональные особенности, и по некоторым параметрам достоверно отличаются от соответствующих показателей детей г. Новосибирска. Поэтому, при проведении любых исследований темпераментальных свойств детей в школе необходимо руководствоваться собственными региональными нормами.
2. Отклонение от показателей черт темперамента детей с сохранным интеллектом более выражены у мальчиков с нарушенным интеллектом, нежели у девочек, особенно это касается таких черт, как активность, ритмичность, приближение, внимание, настроение и адаптабильность.
3. Наиболее ранимыми чертами темперамента у девочек с нарушением интеллекта являются отвлекаемость, интенсивность деятельности и адаптабильность значения которых, значительно ниже нормы.
4. У детей с нарушением интеллекта выявляется большее количество прочных корреляционных связей между чертами темперамента, что свидетельствует о меньшей зрелости нервной системы и темпераментальных свойств у таких детей.
5. При нарушении интеллекта у детей происходит перераспределение типов темперамента по признакам активности, целеустремленности и пластичности. Преобладающее большинство таких детей – это ригидные, безразличные, средне активные индивидуумы.
6. Характер описанных особенностей темпераментов не оказывает заметного влияния на показатели успеваемости детей с нарушенным интеллектом, однако можно отметить, что если у детей с сохранным интеллектом более высокая успеваемость отмечается по точным наукам, то у детей с нарушением интеллекта средний балл выше по гуманитарным дисциплинам.
Еще по теме:
Невербальные компоненты коммуникаций
К средствам кинесики (внешние проявления человеческих чувств и эмоций) относят выражение лица, мимику, жестикуляцию, позы, визуальную коммуникацию (движение глаз, взгляды). Эти невербальные компоненты несут также большую информационную на ...
Практическое применение вокалотерапии
Ребенок пользуется голосом не задумываясь – кричит и говорит, как дышит, в отличие от многих взрослых, с годами утрачивающих природную способность выражать себя в звуках и словах (одни мямлят, другие монотонно бубнят, а третьи и отнюдь ст ...
Предпосылки девиации в подростковом возрасте
Переходный период, как лакмусовая бумага, проявляет все пороки общества. Подростковый возраст - самый трудный и сложный из всех детских возрастов. Его ещё называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеоб ...



