Заключение

Материалы » Особенности формально-динамических свойств психики у детей с нарушением умственного развития » Заключение

Подводя итог выполненному ними исследованию формально динамических свойств личности детей с нарушением интеллекта, мы можем констатировать, что эти нарушения, которые проявляются ухудшением памяти, нарушениями речи, обязательно сопровождаются изменениями степени выраженности ряда черт темперамента, характеризующих активность деятельности, целеустремленность и прочность закрепленных стереотипов поведения. Несомненно, что эти особенности связаны с теми изменениями свойств нервной системы ребенка, которые и оказались причиной нарушения когнитивных функций. Основываясь на полученных результатах, мы можем сделать следующие выводы:

1. Черты темперамента, определяемые методикой А. Томаса (активность, приближение, настроение, внимание, ритмичность, интенсивность, порог, адаптабильность, отвлекаемость) у детей с сохранным интеллектом в г. Красноярске имеет региональные особенности, и по некоторым параметрам достоверно отличаются от соответствующих показателей детей г. Новосибирска. Поэтому, при проведении любых исследований темпераментальных свойств детей в школе необходимо руководствоваться собственными региональными нормами.

2. Отклонение от показателей черт темперамента детей с сохранным интеллектом более выражены у мальчиков с нарушенным интеллектом, нежели у девочек, особенно это касается таких черт, как активность, ритмичность, приближение, внимание, настроение и адаптабильность.

3. Наиболее ранимыми чертами темперамента у девочек с нарушением интеллекта являются отвлекаемость, интенсивность деятельности и адаптабильность значения которых, значительно ниже нормы.

4. У детей с нарушением интеллекта выявляется большее количество прочных корреляционных связей между чертами темперамента, что свидетельствует о меньшей зрелости нервной системы и темпераментальных свойств у таких детей.

5. При нарушении интеллекта у детей происходит перераспределение типов темперамента по признакам активности, целеустремленности и пластичности. Преобладающее большинство таких детей – это ригидные, безразличные, средне активные индивидуумы.

6. Характер описанных особенностей темпераментов не оказывает заметного влияния на показатели успеваемости детей с нарушенным интеллектом, однако можно отметить, что если у детей с сохранным интеллектом более высокая успеваемость отмечается по точным наукам, то у детей с нарушением интеллекта средний балл выше по гуманитарным дисциплинам.

Еще по теме:

Инновативные диспозиции личности, их структура и взаимосвязь
Для описания, объяснения, интерпретации поведения личности и группы в условиях различных изменений предлагается понятие инновативная диспозиционная система личности или инновативная диспозиция . Существо проблемы поведения и самочувствия ...

Характеристика речевого развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом – речевая аномалия, при которой страдает формирование всех компонентов речевой системы: словаря, грамматического строя, звукопроизношения, связной речи. ...

Понятие ценности
Разные авторы, отталкиваясь от разных подходов к проблематике мотивации, дают множество определений понятию ценность. Рассмотрим основные из них. Взгляд социальной психологии на проблему ценностей, определял ценность как предмет или явле ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru