Классификация детских игр
1. Игры с готовыми «жесткими» правилами.
2. Игры «вольные», правила которых устанавливаются по ходу игровых действий.
3. Игры, в которых наличествуют и свободная игровая стихия, и правила, принятые в качестве условия игры и возникающие по ее ходу.
Каждый блок или вид игр следует различать по следующим принципиальным внешним и внутренним признакам (показателям, приметам, знакам, признаниям). К внешним признакам игры мы относим ее содержание, форму, место проведения, состав и количество участников, степень регулирования и управления, наличие аксессуаров. Дадим некоторые уточнения, связанные с делением игр по внешним признакам.
По содержанию. Содержание - определяющая сторона игры как таковой, оно представляет единство всех составных элементов: ее свойств, внутренних процессов, основной идеи игры, ее смысла как социального явления. Содержание— это то, что содержит в себе игра. Оно включает в себя фабулу, тему, интригу, задачи игры. Содержание - это основная направленность игры. По содержанию игры с готовыми правилами различают следующим образом: спортивные, подвижные, интеллектуальные (дидактические), строительные и технические, музыкальные (ритмические, хороводные, танцевальные), лечебные, коррекционные (психологические игры-упражнения), шуточные (забавы, развлечения), ритуально-обрядовые и т.д.
По содержанию «вольные» (свободные) игры различаются по той сфере жизни, которую они отражают: военные, свадебные, театральные, художественные; бытовые игры в профессию; этнографические игры и т.п. Есть позитивные социально-этические игры и асоциальные (игры на деньги и вещи, корыстные, криминальные игры, игры ложного риска, опасные для жизни, игры азартные, вульгарные и пустые). Содержание же дает основание подразделять игры на самобытные (цельные) и комплексные, объединяющие в себе органично игры разного вида.
По форме. Как известно, форма в философской трактовке есть способ существования и выражения содержания. Она означает внутреннюю организацию содержания и связана с понятием «структура».
Круг явлений, за которыми в науке ив быту установилось наименование игровых, достаточно велик и разнороден. Мы уже говорили, что имеют право на существование игры-танцы, игры-пантомимы, игры-песни, игры- театрализации, игры-ритуалы и церемониалы и т.п.Можно выделить в самостоятельные типовые группы, следующие игры:
- собственно детские игры всех видов;
- игры-празднества, игровые праздники;
- игровой фольклор;
- театральные игровые действа;
- игровые тренинги и упражнения;
- игровые анкеты, вопросники, тесты;
- эстрадные игровые импровизации;
- соревнования, состязания, противоборства, соперничества, конкурсы, эстафеты, старты;
- свадебные обряды, игровые обычаи;
- мистификации, розыгрыши, сюрпризы; карнавалы, маскарады; игровые аукционы и т.п.
Интенсивное использование игр во второй половине XX столетия в качестве модели обучения дает основание подразделять игры на внеутилитарные и деловые (имитационные, организационно-деятельностные, игры-маневры и т.п.). Первые есть собственно игры, вторые - модельно-обучающие, в которых игра - технологический способ обучения.
По времени проведения. Время порождает специфические игры, стимулирует их появление. Такие игры называют сезонными или природными (зимние, весенние, летние, осенние). Их различают по объему времени (длительные, временные, кратковременные, игры-минутки).
По месту проведения. Это настольные (застольные), комнатные, уличные, дворовые игры, игры на воздухе, игра на местности (в лесу, в поле, на воде и т.д.), игры на празднике, игры на эстраде.
Еще по теме:
Влияние стресса и нервного напряжения на ваше здоровье и на жизнь вашей
семьи
Крепкое здоровье и благосостояние человека является залогом качества его жизни в целом. Если любой из нас испытывает огромное количество стрессов, нервного напряжения, мы подрываем наше здоровье, счастье и благополучие. В чём же выражаетс ...
Что такое стресс
Одним из наиболее распространенных в наши дни аффектов является стресс. В современной жизни стрессы играют значительную роль. Они влияют на поведение человека, его работоспособность, здоровье, взаимоотношения с окружающими и в семье. Стре ...
Родительское отношение к ребенку: определение и типы
Понятийный аппарат для анализа детско-родительских отношений довольно неоднороден: тут родительские установки и отвечающие им разновидности поведения; родительские убеждения; типы родительского отношения; виды отношений «мать — ребенок»; ...



