Понятие игры

Материалы » Игра как средство развития творческих способностей человека » Понятие игры

Страница 2

Таким образом, скажем: «человеческая игра – это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности. Игрой у человека является такое воссоздание человеческой деятельности, при которой выделяется ее социальная, собственно человеческая суть – ее задачи и нормы отношений между людьми. При таком рассмотрении развернутой формы игры возникает возможность понять ее родство с искусством, которое имеет своим содержанием тоже нормы человеческой жизни и деятельности, но, кроме того, ее смысл и мотивы. Именно этим родством игры и искусства объясняется постепенное вытеснение развернутых форм игровой деятельности из жизни взрослых членов общества разнообразными формами искусства»[2].

На протяжении многих лет менялись не только игры, но и игрушки. На смену самодельным игрушкам пришли электронные игры, роботы, компьютеры. В современную жизнь вошли компьютерные игры. Традиционные формы игры и игрушки вытесняются или отходят на задний план. В сознание взрослого и в жизнь современного человека вторгся виртуальный мир - мир игры, и новая игрушка — компьютер.

Учитывая большое значение игр в формировании личности, ученые и педагоги разных стран изучают сущность игры, ее происхождение, развитие и значение. Нидерландский историк и культуролог Йохан Хейзинга в своей книге «Человек играющий» рассмотрел сущность игры и выделил ее основные признаки. Человек, по его мнению, является лишь постольку, поскольку он обладает способностью по своей воле выступать и пребывать субъектом игры. Она распространяется буквально на все, в том числе и на речь. По мнению ученого, всякая игра - прежде всего и в первую очередь свободное действие. Игра по приказу или принуждению, уже больше не игра. Отсюда «первый основной признак игры: она свободна, она есть, свободна»[3]. Второй признак заключается в том, «что игра не есть обыденная или настоящая жизнь. Ее третий отличительный признак – замкнутость, ограниченность»[4]. Еще один признак игры в том, что «игра начинается и в определенный момент ей приходит конец. Игра устанавливает порядок, она сама есть порядок»[5]. В каждой игре – свои правила. Таким образом, игра обособляется от обыденной жизни местом действия и продолжительностью. Она разыгрывается в определенных рамках пространства и времени. Любая игра протекает внутри своего игрового пространства, которое обозначается, будь оно материально или идеально, преднамеренно или спонтанно.

Д.Б. Эльконин в своей книге «Психология игры» пишет: «Слова «игра», «играть» в русском языке чрезвычайно многозначны. Слово «игра» употребляется в значении развлечения, в переносном значении, например, «игра с огнем», и в значении чего-то необычного – «игра природы» или случайного – «игра судьбы». Слово «играть» употребляется в значении развлечения, исполнения какого-либо музыкального произведения и роли в пьесе, в переносном значении притворства – «играть комедию» или раздражающего действия – «играть на нервах»; занимать какое-либо положение – «играть руководящую роль»; рисковать – «играть жизнью»; обращаться с чем-либо лекгомысленно – «играть с огнем», «играть с людьми»; проявляться в особой живости, блеске – «солнце играет на воде», «волна играет»[6].

В детстве игра служит способом обучения общению, выработке тех или иных практических навыков. Игра имеет важное значение в жизни ребенка. Игра – понятие очень широкое, и в зависимости от того, какое ему придают значение, какие именно игры имеют в виду, определяется и должное отношение к игре. Игра заполняет огромный отрезок жизненного пути человека – от его младенческих лет до глубокой старости. Многие игры остаются и навечно закрепляются в жизни совершенно уже взрослых людей. «Шахматы, футбол, бильярд, крокет и многие другие игры восходят на Олимп великих традиций вечности»[7]. Игра – это деятельность ребенка, и очень сложная. В самом младшем возрасте ребенок преимущественно играет. В школьном возрасте работа уже занимает очень важное место, но и в это время ребенок еще очень много играет, любит игру. Игра доставляет ребенку радость победы, или радость эстетическая. Ведущую роль в развитии психики ребенка, да и вообще во всей его жизни, играет его собственная деятельность. Психика не только проявляется в деятельности, но и формируется в ней. Смена возрастных этапов становления психики происходит под влиянием появления новой ведущей деятельности. Именно в процессе этой деятельности для каждого возраста происходят важнейшие изменения познания, чувств, воли, характера личности ребенка. В отечественной психологии под ведущей деятельностью понимается та, в процессе которой происходят качественные изменения в психике детей, происходит формирование основных психических процессов и свойств личности, появляются психологические новообразования, характерные именно для данного конкретного возраста.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Психологические особенности личности следователя
Следственная работа относится к тем видам деятельности, успех и даже выдающиеся достижения, в которых более связаны с общим высоким развитием личности, чем со специальными способностями. Для того, что бы быть следователем, не требуются к ...

Результаты собственных исследований
В качестве испытуемых были взяты дети шестилетнего возраста, в количестве двенадцати человек. Им было дано групповое задание: «Изобразить свою семью». На основе стандартизированных методик была сделана интерпретация, которая рассматривала ...

Практическое использование зонального пространства
Обычно наша интимная зона нарушается тем или иным человеком по двум причинам. Первая, когда "нарушитель" является нашим близким родственником или другом, или же человеком имеющим сексуальные намерения. Вторая, когда нарушитель п ...

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru