Формы проявления нарушений поведения у подростков

Материалы » Типы психологической защиты и акцентуации характера у девиантных подростков » Формы проявления нарушений поведения у подростков

Страница 4

Эпилептоидная акцентуация сама по себе предопределяет риск саморазрушающего поведения. Тяжелые дисфории с истинными суицидными поступками более характерны для эпилептоидных психопатий. При акцентуациях встречается демонстративное суицидальное поведение: настоящего намерения умереть нет, целью ставится причинить обидчику крайние неприятности или напугать кого–либо, добиваясь чего–то для себя. Истероидная акцентуация характера со свойственной ей демонстративностью и претенциозностью этими же качествами сказывается на саморазрушающем поведению. Именно этому типу акцентуации присущи демонстративные суицидные действия. Никакого намеренного желания умереть не бывает. Тайком предусматриваются все меры, чтобы этого не случилось. Стремятся лишь к тому, чтобы произвести наибольшее впечатление на окружающих, разжалобить или напугать их, но, главное, добиться желаемого [35].

Конформный тип акцентуации характера широкого признания не получил и диагностируется относительно редко. Саморазрушающее поведение у представителей данного типа возможно как соучастие в групповых действиях «своей компании». Диапазон поступков довольно велик – от выпивок до весьма редких совместных суицидных действ [16].

Таким образом, в подростковом возрасте от типа акцентуации характера в значительной мере зависят особенности поведения в самых разных условиях и под влиянием различных обстоятельств. Основываясь на знании этого типа, можно со значительной вероятностью прогнозировать поведение в определенных ситуациях. В частности, можно предусмотреть те психогенные факторы, которые скорее всего способны побудить к саморазрушающему поведению, а также те формы, в которые оно может вылиться.

Таким образом, проанализировав психологическую литературу по проблемам типов психологической защиты и акцентуаций характера у девиантных подростков, нами были сделаны следующие выводы по первой главе:

– Начиная с раннего детства, и в течение всей жизни, в психике человека возникают и развиваются механизмы, традиционно называемые "психологические защиты". Эти механизмы как бы предохраняют осознание личностью различного рода отрицательных эмоциональных переживаний и перцепций, способствуют сохранению психологического гомеостаза, стабильности, разрешению внутриличностных конфликтов и протекают на бессознательном и подсознательном психологических уровнях.

– В научной литературе наиболее часто описываются такие защитные механизмы, как отрицание, вытеснение, регрессия, компенсация, проекция, замещение, интеллектуализация, реактивные образования, подавление, изоляция, сублимация, фантазии.

– Изучением вопросов акцентуаций характера и девиантного поведения занимались такие ученые как Г.М.Бехтерев, П.Б.Ганнушкин, О.В.Кербиков, Г.К.Ушаков, К. Леонгард, А.Е. Личко и Г. Хайер, В.В.Ковалев и М.И.Буянов, соответственно.

– В подростковом возрасте наиболее ярко проявляются особенности (акцентуации) характера. По существу акцентуации – это крайние варианты нормального характера. Лишь в отдельных случаях эти особенности напоминают психопатии, т.е. патологические аномалии характера.

– Акцентуации могут быть предрасполагающим фактором для развития невротических реакций, неврозов, патохарактерологических особенностей и т.д.

– Реакции эмансипации, группирования со сверстниками, увлечения, сексуальные, так же, как и детские поведенческие реакции в подростковом возрасте, могут быть как вариантами поведения в норме, так и представлять собой патологические нарушения поведения (непсихотические и даже психотические).

Страницы: 1 2 3 4 

Еще по теме:

Мотив как сложное интегральное психологическое образование
Б.Ф.Ломов отмечает, что в исследовании психических явлений попытка искать одну - единственную детерминанту того или иного явления – это тупиковый путь [29, с.353]. Любое явление определяется системой детерминант. Монистические подходы к р ...

Понятие ценности
Разные авторы, отталкиваясь от разных подходов к проблематике мотивации, дают множество определений понятию ценность. Рассмотрим основные из них. Взгляд социальной психологии на проблему ценностей, определял ценность как предмет или явле ...

Особенности взаимоотношений ребенок-родитель в подростковом возрасте
Специфика детско-родительских отношений заключается в их постоянном изменении с возрастом ребенка и неизбежном отделении ребенка от родителей. Взаимоотношения со взрослыми – одна из важнейших проблем подросткового возраста. Существует общ ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru