Общее понятие о механизмах психологических защит личности

Материалы » Типы психологической защиты и акцентуации характера у девиантных подростков » Общее понятие о механизмах психологических защит личности

Страница 2

Защита не есть "встроенная" от рождения личностная структура. В процессе социализации защитные механизмы возникают, изменяются, перестраиваются под влиянием социальных воздействий. В конечном итоге психологические защиты становятся способом существования нереализуемых влечений, желаний, потребностей.

Все защитные механизмы обладают двумя общими характеристиками:

– они действуют на неосознаваемом уровне и поэтому являются средствами самообмана;

– они искажают, отрицают, трансформируют или фальсифицируют восприятие реальности, чтобы сделать тревогу менее угрожающей для индивидуума.

Следует также заметить, что люди редко используют какой–либо единственный механизм защиты – обычно они применяют различные защитные механизмы для разрешения конфликта или ослабление тревоги.

Наиболее часто в научной литературе встречаются следующие типы психологических защит: вытеснение, отрицание, замещение, компенсация, реактивное образование (гиперкомпенсация), проекция, интеллектуализация (рационализация) и регрессия, которые более подробно будут рассмотрены в следующей главе.

Таким образом, функции психологических защит, с одной стороны, можно рассматривать как позитивные, поскольку они предохраняют личность от негативных переживаний, восприятия психотравмирующей информации, устраняют тревогу и помогают сохранить в ситуации конфликта самоуважение. С другой стороны, они могут оцениваться и как негативные. Действие защит обычно непродолжительно и длится до тех пор, пока нужна "передышка" для новой активности. Однако, если состояние эмоционального благополучия фиксируется на длительный период и по сути заменяет активность, то психологический комфорт достигается ценой искажения восприятия реальности, или самообманом.

Страницы: 1 2 

Еще по теме:

Психологические особенности "трудных" детей
Деликвентный подросток - тот же маленький ребенок, поскольку, так же как и он, не может отказаться от незамедлительного получения удовольствия в пользу принципа реальности. Он делает и говорит вещи, которые считаются нормальными для ранни ...

Студенчество как период кризиса эмоциональной сферы личности
Термин «студенчество» обозначает собственно студентов как социально-демографическую группу, характеризующуюся определенной численностью, половозрастной структурой, территориальным распределением и т.д.; определенное общественное положение ...

Психологические основы семейного воспитания
Семья – это сложное социальное образование, малая группа, включающая мужчин и женщин, различных по возрасту, профессиональной определенности, общность, связанная узами супружества – родительства, родства кровного и духовного, осуществляю ...

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru