Аутоагрессия и ее профилактика

Материалы » Аутоагрессия и ее профилактика

Страница 2

- незащищенность, психологическое одиночество;

- нарушение психологии жизненной среды;

- ощущение субъективной невыносимости существования в сложившихся условиях;

- отсутствие желания жить.

От Пассивных рассуждений типа "Зачем я проснулась?!, "Так плохо, что нет сил", "Я никому не нужна" и так далее человек переходит к формированию суицидального замысла. В пресуицидальной ситуации особую роль играет повод. Однако у большинства суицидов нет желания умереть. Они ждут от акта, ведущего к смерти, чего-то, что избавит их от страданий, а не самой смерти.

В суицидальных ситуациях люди нередко испытывают облегчение в последующий период. Они могут по-новому взглянуть на психотравмирующую ситуацию. Тем не менее такие попытки могут закончиться трагически в силу необратимости смерти.

В истинном суициде психотравмирующая ситуация носит тяжелый и затяжной характер. Человек осуществляет многочисленные бесплодные попытки справиться с ситуацией основной смысл его последнего действия - уход, отказ от борьбы, псевдоразрешений проблемы.

Основной задачей школьного психолога является профилактика суицидального поведения,

которая может осуществляться в следующих направлениях:

- снятие психологического напряжения в психотравмирующих ситуациях;

- уменьшение эмоциональной зависимости и ригидности;

- формирование компенсаторных механизмов поведения;

- формирование адекватного отношения к жизни и смерти.

Известно, что всякая агрессия - внутренняя или внешняя - является признаком кризиса. Психологу необходимо быть информированным о важнейших кризисным ситуациям детей и подростков, уметь выявлять их, оказывать своевременную помощь в разрешении.

В.Г. Балакирев и Л. Додсон (1996) разработали эффективную методику психологической помощи детям и подросткам в кризисных ситуациях.

Методика состоит из констатирующей и психокоррекционной части. Констатирующая часть включает три встречи сессии с группами или классами.

Темы сессии: "Типы кризисных ситуаций", "Содержание и выражение переживаний в кризисных ситуациях" и "Способы преодоления кризисных ситуаций".

Встречи проводятся по одному сценарию:

1. Групповое обсуждение предложенной психологом темы.

2. Выполнение индивидуальных творческих заданий.

3. Обмен впечатлениями и обсуждение в группе.

Помощь ведущего заключается в прояснении того, что хочет ребенок отразить в творческой работе, одобрения, поощрения его самостоятельных действий.

На первой сессии составляется "банк историй", отражающих все основные области жизни детей, выполняются творческие задания (записать или нарисовать свою историю) и проводится беседа по заданию с элементами активного, эмпатического слушания.

Вторая сессия посвящена разыгрыванию и обсуждению историй с последующей интерпретацией переживаний детей, их записью и рисованием.

На третьей сессии после актуализации кризисных ситуаций и чувств, которые она вызывает, участники выясняют способы, которые она вызывает, участники выясняют способы, которые они использовали для преодоления неприятных переживаний, а затем проигрывают свои истории с последующим повторным анализом. При этом внимание детей обращается на изменения, которые произошли в их чувствах. Заметки завершаются записью всех известных способов преодоления неприятных переживаний.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Критерий результативности совместной деятельности
I. Результативность совместной деятельности оценивается по ее конечному продукту. Этот подход наиболее широко представлен в работах по общей психологии, выполненных на материале группового решения задач. Их анализ показывает, что ряд исс ...

История социально-психологической диагностики. Современные проблемы
Каждая из психологических дисциплин имеет свою историю развития и становления, которую можно представить в виде определенных стадий или основных этапов. Психологическая диагностика выделилась из психологии и начала складываться на рубеже ...

Совокупность жестов
телодвижение жестикуляция невербальный интуиция Одной из наиболее серьезных ошибок, которую могут допустить новички в деле изучения языка тела, является стремление выделить один жест и рассматривать его изолированно от других жестов и об ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru