Толерантность в отношении национальных меньшинств

Материалы » Этнопсихологические проблемы адаптации мигрантов » Толерантность в отношении национальных меньшинств

Страница 2

Дефицит толерантности в современном российском обществе является одним из факторов, препятствующих его выходу из системного кризиса. Широкое распространение толерантности в обществе немыслимо без появления критической массы человеческого материала, способного к положительной адаптации в современном сложном и многообразном социуме[22].

Терпимость россиян к чужому опыту во многом основывается на понимании того, что получаемый в ходе диалога (культур, цивилизаций, политических партнеров) ответ в принципе нельзя получить никаким другим путем, и опыт этот обогащает сферу не только полезного, но и духовного, ибо в ходе диалога возделывается поле взаимного согласия людей, растет копилка общечеловеческих ценностей[23].

Как свидетельствует история, в процессе общения, диалога разных культур, противостояния философско-мировозренческих позиций личные интересы людей довольно часто находятся в состоянии конфликта. Предотвратить вражду и противостояние разнородных интересов призвана именно толерантность. Поэтому современная ситуация в стране требует понимания трактовки толерантности в гуманистическом аспекте: найти в конфликтогенной ситуации ту меру, которая выступала бы как культуропорождающая структура диалога индивидов, консолидировала и духовно обогащала российское общество.

Идея толерантности понимается как форма отображения в общественном сознании объективного существования плюрализма культур, способов и стилей жизни, разных моделей и концепций понимания мира и места человека в нем. Толерантность предполагает, что, с одной стороны, субъекты взаимодействия сохраняют свою независимость и автономию, а с другой стороны – они не должны ограничивать свободу других, т.е. понимать и определять их самобытность и самоценность, уважая их право выбора, право быть иными в своих взглядах интересах, привычках, верованиях, которые, в тоже время, не должны противостоять самой идее толерантности[24].

Межнациональное общение выступает как разновидность и атрибут межличностного общения людей разных национальностей. Человек, общающийся с представителем другой национальности, должен не ущемлять национальные интересы, достоинство, гордость людей, с которыми ему приходится общаться, а напротив, учитывать особенности культуры, этики, психологии этого народа, с уважением относиться к исторической памяти нации, национальному языку, религии, традициям и обычаям. Достигая высокого уровня межнационального общения, мы приобретаем мощный фактор гуманизации социальных отношений, очищения от какого-либо негатива в общении с людьми другой национальности[25].

Терпимость и ненасилие традиционно трактуются как «непротивление злу», в массовом сознании они чаще воспринимаются как покорность, пассивность, попустительство и т.д. Однако терпимость – это активная и целеустремленная позиция, противоположная нетерпимости и насилию.

Поэтому для осуществления перехода к толерантному типу социальных отношений необходимо формирование и массовое воспроизводство такого типа личности, которая обладала бы развитой культурой толерантности. Пропаганда всех видов терпимости является одним из главных направлений деятельности таких международных институтов, как ООН, ЮНЕСКО и др., так как толерантные установки проявляют себя активной жизненной позицией, предполагающей защиту прав любого человека и отношение к проявлениям нетерпимости как к недопустимым.

Культурная толерантность личности предполагает способность субъекта к продуктивному диалогическому взаимодействию с другими культурами. Процесс формирования культурной идентичности определяют личностный подход. Поэтому одной из актуальных задач духовно-нравственного воспитания современной молодежи является формирование позитивной этнической идентичности, которая составляет ядро национального самосознания и представляет собой баланс толерантности по отношению к собственной и другим этническим группам.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Основы коррекции общения детей в условиях детского сада
По определению А.А. Осиповой, «психокоррекция – это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологических воздействий».[2] Проблема коррекции на совре ...

Понятие нормативного и ненормативного кризисов семьи
Понятие «нормативный кризис» связано с термином «жизненный цикл семьи», который впервые ввели в 1948 г. Э. Дюваль и Р. Хилл. Авторы рассматривали жизненный цикл семьи как периодические изменения, происходящие в семье в зависимости от стаж ...

Нравственная готовность к школьному обучению
Нравственное формирование дошкольника тесно связано с изменением характера его взаимоотношений с взрослыми и рождением у них на этой основе нравственных представлений и чувств, названных Л.С.Выготским внутренними этическими инстанциями. ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru