Толерантность в отношении национальных меньшинств

Материалы » Этнопсихологические проблемы адаптации мигрантов » Толерантность в отношении национальных меньшинств

Страница 2

Дефицит толерантности в современном российском обществе является одним из факторов, препятствующих его выходу из системного кризиса. Широкое распространение толерантности в обществе немыслимо без появления критической массы человеческого материала, способного к положительной адаптации в современном сложном и многообразном социуме[22].

Терпимость россиян к чужому опыту во многом основывается на понимании того, что получаемый в ходе диалога (культур, цивилизаций, политических партнеров) ответ в принципе нельзя получить никаким другим путем, и опыт этот обогащает сферу не только полезного, но и духовного, ибо в ходе диалога возделывается поле взаимного согласия людей, растет копилка общечеловеческих ценностей[23].

Как свидетельствует история, в процессе общения, диалога разных культур, противостояния философско-мировозренческих позиций личные интересы людей довольно часто находятся в состоянии конфликта. Предотвратить вражду и противостояние разнородных интересов призвана именно толерантность. Поэтому современная ситуация в стране требует понимания трактовки толерантности в гуманистическом аспекте: найти в конфликтогенной ситуации ту меру, которая выступала бы как культуропорождающая структура диалога индивидов, консолидировала и духовно обогащала российское общество.

Идея толерантности понимается как форма отображения в общественном сознании объективного существования плюрализма культур, способов и стилей жизни, разных моделей и концепций понимания мира и места человека в нем. Толерантность предполагает, что, с одной стороны, субъекты взаимодействия сохраняют свою независимость и автономию, а с другой стороны – они не должны ограничивать свободу других, т.е. понимать и определять их самобытность и самоценность, уважая их право выбора, право быть иными в своих взглядах интересах, привычках, верованиях, которые, в тоже время, не должны противостоять самой идее толерантности[24].

Межнациональное общение выступает как разновидность и атрибут межличностного общения людей разных национальностей. Человек, общающийся с представителем другой национальности, должен не ущемлять национальные интересы, достоинство, гордость людей, с которыми ему приходится общаться, а напротив, учитывать особенности культуры, этики, психологии этого народа, с уважением относиться к исторической памяти нации, национальному языку, религии, традициям и обычаям. Достигая высокого уровня межнационального общения, мы приобретаем мощный фактор гуманизации социальных отношений, очищения от какого-либо негатива в общении с людьми другой национальности[25].

Терпимость и ненасилие традиционно трактуются как «непротивление злу», в массовом сознании они чаще воспринимаются как покорность, пассивность, попустительство и т.д. Однако терпимость – это активная и целеустремленная позиция, противоположная нетерпимости и насилию.

Поэтому для осуществления перехода к толерантному типу социальных отношений необходимо формирование и массовое воспроизводство такого типа личности, которая обладала бы развитой культурой толерантности. Пропаганда всех видов терпимости является одним из главных направлений деятельности таких международных институтов, как ООН, ЮНЕСКО и др., так как толерантные установки проявляют себя активной жизненной позицией, предполагающей защиту прав любого человека и отношение к проявлениям нетерпимости как к недопустимым.

Культурная толерантность личности предполагает способность субъекта к продуктивному диалогическому взаимодействию с другими культурами. Процесс формирования культурной идентичности определяют личностный подход. Поэтому одной из актуальных задач духовно-нравственного воспитания современной молодежи является формирование позитивной этнической идентичности, которая составляет ядро национального самосознания и представляет собой баланс толерантности по отношению к собственной и другим этническим группам.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Клинические симптомы ПТСР
1. Немотивированная бдительность. Человек пристально следит за всем, что происходит вокруг, словно ему постоянно угрожает опасность. 2. «Взрывная» реакция. При малейшей неожиданности человек делает стремительные движения (нагибается пр ...

Фокус социальных проблем современной семьи
Семья, будучи наиболее универсальным, всеобъемлющим социальным институтом, отражает в себе практически все социальные проблемы, которые существуют в современном обществе: малообеспеченность, социальную дезадаптированность, трудности много ...

Особенности сенсорно-перцептивной сферы школьников с интеллектуальной недостаточностью
Недостаточная дифференцированность зрительного восприятия обнаруживается в неточном распознавании детьми близких по спектру цветов и цветовых оттенков, присущих тем или иным объектам, в глобальном видении этих объектов, т.е. в отсутствии ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru