Толерантность в отношении национальных меньшинств
XXI век характеризуется все большим нарастанием глобализационных тенденций, и уже не осталось ни одной значимой сферы общественной деятельности, где бы эти тенденции не проявлялись. Рост числа актов открытой нетерпимости по всему миру, свидетелем которых стало человечество в конце XX века, ставит проблему толерантности в качестве одной из приоритетных в ряду других, стоящих перед мировым сообществом[17].
Мировое сообщество в лице ООН, обеспокоенное подобными тенденциями в общественном развитии, объявило 1995 год годом примирения и терпимости, целью было провозглашено представление возможности индивидам развить в себе культуру мира в повседневной жизни и поведении[18].
В условиях глобализации мир все чаще сталкивается с нетрадиционными формами конфликтов, разрушительные последствия которых зачастую заключены в феномене «сила слабых», то есть в возможности агрессивного меньшинства терроризировать «большие» страны и навязывать им свои правила игры[19].
В многонациональном государстве тот или иной этнос стремится идентифицировать себя и определить свой статус на основе языка, расы, религии, и пытается это сделать в соперничестве или даже борьбе с господствующей нацией, с властью.
Глобальные геополитические, экономические, социокультурные изменения в мире совпали с радикальными трансформационными процессами в России. В свою очередь, они не могли не коснуться и сферы этноконфессиональных отношений. Глобализация затронула и такие наиболее интимные сферы общественного развития, как этническое и религиозное сознание. Проявлением глобализационных тенденций в религиозной и национальной сферах стало расширение религиозного сознания, повышение религиозного фактора в жизни общества. С другой стороны, наблюдаются процессы регионализации, локализации, выступающие как обратная сторона глобализации. Тенденции глобализации проявляются в расширении межэтнического и межконфессионального взаимодействия людей.
Проблема сохранения толерантности и культуры мира в полиэтническом регионе является залогом и гарантом его стабильности, успешного функционирования и развития. Общность современного человеческого мира формируется теперь из сочетания различных региональных, экономических, политических, этнокультурных объединений, поэтому для достижения взаимопонимания в современном человеческом сообществе любая социальная или культурная система, взаимодействующая с другими в сохранении и формировании человеческой общности, обретает право на признание ее специфичности. Признание специфики такой системы становится общим правилом современного мира и характеризует наличие в обществе толерантного пространства[20].
В настоящее время этническая толерантность вызвана к жизни необходимостью в любом полиэтничном сообществе, в масштабах всего человечества согласовывать этнические формы жизнедеятельности и поведения, различные, порой альтернативные, преодолевая при этом негативные особенности этноцентристского видения мира, этнические стереотипы, поскольку приходится решать немало общих проблем[21]. С начала 1990-х годов повсеместный рост этнической нетерпимости поставил перед учеными необходимость изучения такого феномена как этническая толерантность, до того находившегося в тени научного интереса. Конечно, уже с конца 60-х годов затрагивались некоторые моменты, тем или иным образом связанные с этнической толерантностью. Так в этнической социологии и этнопсихологии исследовали установки людей разной национальности на межэтнические контакты в различных социальных группах. Но новым стало то, что в условиях распада СССР и сепаратистских настроений в Российской Федерации специалисты должны были ответить на потребность в дальнейшем теоретическом осмыслении данного феномена, конкретном его изучении в разных регионах и у разных народов, соотношении с другими социально-психологическими, политическими, идеологическими явлениями, связанными с этничностью в частности.
Еще по теме:
Понятие черт личности в отечественной и зарубежной психологии
Мы проверяли наличие различий в социометрическом статусе испытуемых в связи с особенностями их личности и, если таковые будут обнаружены, выяснить, каким образом они проявляется, по крайней мере, среди студенческих групп 2 – 5 курсов.
В ...
Краткое описание ПТСР
Согласно МКБ-10 (принятая в 1995 году десятая редакция Международного классификатора болезней, – основного диагностического стандарта в европейских странах, включая РФ), вслед за травмирующими событиями, которые выходят за рамки обычного ...
Классификации конфликтов и проблема их
регулирования
Подходы к классификации конфликтов могут быть самыми разными. Так, социологи обращают внимание, прежде всего на микро- и макро - уровень конфликтов, на такие их основные типы, как социально - экономический, национально-этнический, политич ...