Виды речевых нарушений

Материалы » Выявление возможностей коррекции общения детей 5–6 лет в условиях детского сада » Виды речевых нарушений

Страница 2

Одной из основных задач данной программы является обеспечение условий для возможности приобретения учащимися знаний, умений и навыков, необходимых для успешного усвоения учащимися материала по родному языку в целом.

Оптимизация коррекционного обучения требует соблюдения специфического требования к его организации: необходимость одновременной работы над всеми компонентами речевой системы — звуковой стороной речи и лексико-грамматическим строем. Правомерность и обязательность выполнения этого требования очевидны: в силу пониженной наблюдательности к языковым явлениям, несовершенного набора речевых средств, а также невысокой способности к переключению, ребенок с общим недоразвитием речи не в состоянии с равной степенью внимания и сосредоточенности производить осознанные наблюдения над фонематическими, морфологическими и синтаксическими признаками используемых в коррекционных упражнениях слов и предложений.

Уточнение:

¶ Одновременная работа над всеми компонентами речевой системы осуществляется при максимальной концентрации внимания учителя-логопеда (и учащихся) на основной задаче каждого из этапов, например, формирование полноценных представлений (обобщений) о звуковом составе слова на первом этапе, о морфологическом составе – на втором, синтаксических обобщений – на третьем.

¶ Восполнение пробелов в развитии прочих компонентов речевой системы (при общей подчиненности всей работы решению основной задачи этапа) ведется методом устного опережения.

Иными словами: специфическое требование работать одновременно над всеми компонентами речи реализуется в процессе логопедических занятий методом устного опережения в плане создания базы для дальнейшей целенаправленной работы при обязательной максимальной концентрации внимания и усилий учителя – логопеда и детей на решение основной задачи каждого этапа.

Решение проблемы оптимизации коррекционного обучения учащихся с общим недоразвитием речи и формирования у них таких важных свойств личности, как мыслительная и речевая активность, может быть продуктивным только тогда, когда устранение пробелов в формировании языковых средств и развитие полноценных фонетических, морфологических и синтаксических обобщений осуществляется как вид учебной деятельности. В связи с этим выполнение детьми различных видов заданий по коррекции устной речи (всех ее компонентов), письма и чтения следует рассматривать (на первых порах) как вид осваиваемой учебной деятельности, а позже – как формулируемое речевое умение.

Такой подход к организации коррекционного воздействия создает предпосылки к активному переносу отрабатываемых на логопедических занятиях навыков и умений в условиях работы в классе.

Коррекционные упражнения должны служить активизации мыслительной деятельности учащихся, сокращению малоэффективной механической работы, реализации принципа взаимосвязанности знаний школьников с умениями и навыками. И, кроме того, они должны обеспечить повторяемость практических действий и применение усваиваемого материала в процессе коррекционно-учебной и практической деятельности.

Содержание данной программы включает в себя материал, предполагающий создание оптимальных условий для коррекции НВОНР.

Этапы коррекционного обучения:

1. Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи. Содержание работы по преодолению отклонений в речевом развитии: формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слого – звукового состава слова. Коррекция дефектов произношения. Развитие навыков связного высказывания.

2. Восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи. Содержание работы по преодолению отклонений в речевом развитии: уточнение имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования. Уточнение значения используемых синтакс. конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи.

Восполнение пробелов в формировании связной речи. Содержание работы по преодолению отклонений в речевом развитии: развитие навыков построения связного высказывания: программирование смысла и смысловой структуры высказывания; установление логики (связности, последовательности) изложения; точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции для построения высказывания в тех или иных целях общения. (Приложение)

Страницы: 1 2 

Еще по теме:

Психологическая характеристика деятельности ребенка в дошкольном возрасте
Еще в раннем возрасте возникают и начинают развиваться элементы ролевой игры. В ролевой игре дети удовлетворяют свое стремление к современной жизни со взрослыми и в особой, игровой форме воспроизводят взаимоотношения и трудовую деятельнос ...

Внимание как проявление активности человека. Становление видов и свойств внимания в детском возрасте
Внимание – это состояние психологической концентрации, сосредоточенности на каком – либо объекте или, Внимание – это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств ...

Специфика медицинской профессии, как фактор формирования синдрома эмоционального выгорания
Условия труда медицинских работников обладают некоторой спецификой, которая может быть значимой для формирования синдрома эмоционального выгорания. В настоящее время медицина поднялась до уровня осознания биомедицинских проблем этическог ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru