Психологические особенности трудовой деятельности спасателей-пожарных

Материалы » Психологические особенности взаимоотношений в коллективах и педагогические навыки сотрудников ОПЧС » Психологические особенности трудовой деятельности спасателей-пожарных

Страница 2

при выполнении боевой работы спасатели подвергаются воздействию

тепловых потоков большой мощности, открытого пламени, искр, в результате чего могут быть получены ожоги кожного покрова.

недостаток кислорода в атмосфере вблизи очага пожара возникает из-за расходования окислителя в процессе горения и разбавления воздуха его продуктами

отрицательный фактор, влияющий на пожарных-спасателей, - это высокий уровень звукового давления, который колеблется на пожаре от 76 до 130 дБ, Он угнетает психику, затрудняет ориентировку в пространстве, речевой обмен и способствует понижению остроты слуха.

в последние годы серьезное внимание уделяется проблеме предупреждения заражения пожарных-спасателей вирусами и различными инфекционными заболеваниями, особенно в процессе оказания помощи раненым на пожаре или аварии. Одним из опасных факторов пожара является вероятность заболевания лучевой болезнью в результате получения доз радиации, превышающих допустимый уровень. При этом в качестве одной из профилактических мер необходимо предусмотреть использование соответствующей защитной одежды.

на пожарных-спасателей в боевой обстановке действуют и другие эмоциогенные факторы, вызывающие нервно-психическое напряжение. Наиболее серьезными из них: являются:

- постоянная угроза жизни;

- ответственность за успешное решение боевой задачи;

- дефицит времени на принятие решения и выполнение действий;

-возникновение неожиданных препятствий, осложняющих боевую задачу.

выезды на пожары и работа по их ликвидации тесно связаны с травматизмом пожарных. Потому здесь необходимо усилить работу по охране труда и соблюдению правил техники безопасности среди личного состава пожарной службы.

для спасателя-пожарного характерна работа в режиме ожидания. Находясь постоянно в состоянии оперативного покоя, работник подразделений МЧС должен сохранять готовность к экстренным действиям. Такое состояние также приводит к нервно-психическому напряжению. По данным исследований А.П.Самонова, у некоторых пожарных волнение, вызванное ожиданием пожара, сопровождается реакцией, которая может быть сильнее реакции, возникающей в период боевых действий. Переход от состояния оперативного покоя (монотонии) к деятельности в максимально быстром темпе по сигналу тревоги приводит к возникновению состояния эмоциональной напряженности, вызывающего изменения психовегетативных показателей.

Эмоциональный стресс, возникающий с получением сигнала о выезде и не исчезающий после окончания работы, может стать причиной снижения у спасателей-пожарных объема оперативной памяти, устойчивости и переключения внимания, амнезии, логичности мышления, приводящих к нарушению последовательности действий. Более 70% пожарных-спасателей при получении сигнала тревоги испытывают эмоциональный дискомфорт.

Отрицательное влияние на организм пожарного-спасателя оказывает сменный режим работы. Выборочные психофизиологические исследования пожарных России показали, что у 40% личного состава в процессе дежурства значительно снижается работоспособность, а у 25% обследованных отклонения кровяною давления выходят за пределы нормы, у многих отмечается неблагоприятная динамика сердечно-сосудистой деятельности, что является показателем выраженного утомления личного состава. У 85 % обследованных выявлена повышенная нервно-психическая напряженность, а у 20-25% после 2-3 и более непрерывных дежурств наблюдалось состояние психической дезадаптации, которое квалифицируется как пограничное состояние или состояние предзаболевания.

взаимоотношение коллектив навык сотрудник опчс

Страницы: 1 2 

Еще по теме:

Диагностика психолого-педагогических особенностей личности «успешного» тренера по футболу
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод о том, что некоторые авторы и исследователи уже предпринимали попытку дать ориентировочные ответы на следующие вопросы: существует ли эффективный тип личности тренера? Как ...

Палитра эмоций в юношеском возрасте
Юность — возраст специфической эмоциональной сенситивности. В этот период интенсивно реализуются и расцветают при благоприятных условиях все те потенции эмоциональности человека, которые заложены в его натуре. «Юношеская горячность», «юн ...

Понятие о воле, структура волевого акта. Проблема становления волевой регуляции в дошкольном возрасте
Воля – психологический процесс, который направлен на достижение цели с преодолением препятствий и приложением волевых усилий. Функции воли : Побудительная – обеспечивает активность человека в силу специфики внутренних состояний субъекта ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru