Изучение творческих способностей в психологии

Материалы » Психодиагностика творческих способностей у студентов гуманитарных и технических ВУЗов » Изучение творческих способностей в психологии

Страница 2

Таким образом, признается малая вероятность наследуемости индивидуальных различий в креативности.

С другой стороны влияние среды изучается многими учеными. Так, показательны результаты кросскультурных исследований (Торранс).

· Характер культуры влияет на тип креативности и процесс ее развития.

· Развитие креативности не определяется генетически, а зависит от культуры в которой воспитывался ребенок.

· Не существует прерывности в развитии креативности. Спад в развитии креативности может быть объяснен за счет того, насколько выражены новые требования и стрессовые ситуации, с которыми сталкивается ребенок.

· Спад в развитии креативности можно снять в любом возрасте путем специального обучения.

Заключения А. Адлера о том, что творчество является способом компенсации комплекса недостаточности, также приводят к мысли о влиянии среды.

Исследователи отводят решающую роль влиянию семейных отношений. В исследованиях Д. Манфилда, Р. Альберта и М. Рунко были обнаружены связи между негармоничными отношениями в семье, психотичностью родителей и высокой креативностью детей. Однако, ряд других исследователей указывают на необходимость гармоничных отношений для развития креативности. Например, один из выводов Е.В. Алфеевой: негармоничное семейное воспитание оказывает тормозящее воздействие на развитие креативных черт личности. Анализ фактов семейных отношений позволил Дружинину сделать вывод: семейная среда, где, с одной стороны, есть внимание к ребенку, а с другой стороны, где к нему предъявляются различные, несогласованные требования, где мал внешний контроль за поведением, где есть творческие члены семьи и поощряется нестереотипное поведение, приводит к развитию креативности у ребенка.

На основе анализа условий воспитания и наследственности Ю. Б. Гиппенрейтер делает следующий вывод: факторы среды обладают весом, соизмеримым с фактором наследственности, и могут иногда полностью компенсировать или, наоборот, нивелировать действия последнего.

По мнению большинства исследователей, креативность поддается развитию. Особенно эффективно воздействие на ее формирование в сензитивные периоды. Дошкольный возраст и подростковый являются таковыми (В.Н. Дружинин, Е.Л. Солдатова и др.).

Таким образом, существуют различные подходы, которые сводятся к двум основным позициям: рассмотрению творческой способности как врожденной, не изменяющейся характеристике и как поддающейся изменениям. Однако, видно, что факторы, оказывающие влияние на развитие креативности еще недостаточно изучены [10].

Страницы: 1 2 

Еще по теме:

Психологическая защита и адаптивное поведение
Актуальной проблемой современного образовательного процесса является сегодня формирование адаптивной саморазвивающейся личности как человека-гражданина, интегрированного в систему мировой и этнической культуры. В современном обществе остр ...

Характеристика одновозрастных и разновозрастных групп
В последнее время исследователи наблюдают рост числа разновозрастных групп. Такие группы появляются в силу разных причин: из-за трудностей комплектации групп детского сада, для решения определенных коррекционно-педагогических или методиче ...

Семейная ситуация развития девиантных подростков
Семья - это первый социальный институт в жизни ребенка. Для подростков семья должна осуществлять следующие функции: 1. источник эмоциональной поддержки; 2. носитель властных полномочий и "распорядитель" жизненных благ; 3. при ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru