Понятия творчества, креативности и творческих способностей

Материалы » Психодиагностика творческих способностей у студентов гуманитарных и технических ВУЗов » Понятия творчества, креативности и творческих способностей

Страница 1

Творчество — сложный и запутанный предмет. Границы его размыты и простираются от изобретения нового колпачка для зубной пасты до Пятой симфонии Бетховена [3]. Понять природу творческих способностей без понимания сущности творчества, разумеется, невозможно, хотя именно по этому вопросу существует множество разноречивых суждений, мнений, теорий и т.д. [7]

В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова творчество определяется так: «Творчество — создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей», а в Советском энциклопедическом словаре: «Творчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью .»

В. Н. Дружинин, основываясь на исследованиях Богоявленской и Матюшкина, считает, что творчество можно определить как некий выход за пределы (наличной ситуации либо имеющихся знаний) [21].

Я.А. Пономарев разводит понятия «творчество» и «деятельность», считая, что основным признаком деятельности является потенциальное соответствие цели деятельности ее результату, в то время как для творческого акта более характерно прямо противоположное — цель (замысел, программа и т.п.) и результат рас согласованы. Творческая активность может возникать в процессе деятельности, но связана она не с достижением намеченной цели, а с порождением в ходе деятельности побочного продукта. Этот побочный продукт и является настоящим результатом творчества [24].

С. Л. Рубинштейн указывал на характерные особенности изобретательского творчества: «Специфика изобретения, отличающая его от других форм творческой интеллектуальной деятельности, заключается в том, что оно должно создать вещь, реальный предмет, механизм или приём, который разрешает определенную проблему [19].

Как можно заметить, существует множество различных взглядов на творчество, которые, тем не менее, сходятся в одном — ключевой характеристикой творчества является принципиальная новизна продукта, то есть творческое мышление характеризуется поиском принципиально новых решений, выходом за рамки существующей системы.

При этом следует отметить, что творчество всегда предполагает творца [9]. Термин «творчество» указывает и на деятельность личности, и на созданные ею ценности, которые из фактов ее персональной судьбы становятся фактами культуры [25].

Близкое по смыслу к творчеству понятие — креативность (от лат. creatio – созидание), введенное Торренсом, обозначает способность к творчеству в широком смысле слова — способность продуцировать новые идеи и находить нетрадиционные способы решения задач. Креативность, однозначно так и не определенная Торренсом, продолжает восприниматься как синоним творческой активности в любой сфере человеческой деятельности. [21]. В данной работе эти понятия также употребляются как синонимы.

Антоним творчества — шаблонность, действие в заданных рамках, по принятым стандартам.

На простейшем уровне творчество означает создание чего-то не существовавшего раньше. В этом смысле приготовление обеда — пример творчества [3]. Важно отметить, что творчество всегда предполагает реальный продукт. Хотя фантазии могут быть совершенно новыми, их нельзя назвать творческими, пока они не воплотятся во что-то реальное, например, будут выражены в словах, записаны на бумаге, переданы в произведении искусства или отражены в изобретении.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Теории эмпиризма
Начало эмпиризма в понимании развития было положено работами Дж. Локка. Локк считал, что все дети рождаются с различными врожденными особенностями, например, темпераментом. Хотя эти различия следует учитывать, они не определяют закономерн ...

Адаптация инвалидов
В связи с травмирующим переживанием получения инвалидности у данной категории людей возникла критическая ситуация жизнедеятельности. Это привело к низкому уровню развития интерсубъективности, что в свою очередь приводит к снижению адаптив ...

Особенности сенсорно-перцептивной сферы школьников с интеллектуальной недостаточностью
Недостаточная дифференцированность зрительного восприятия обнаруживается в неточном распознавании детьми близких по спектру цветов и цветовых оттенков, присущих тем или иным объектам, в глобальном видении этих объектов, т.е. в отсутствии ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru