Понятия творчества, креативности и творческих способностей
Творчество — сложный и запутанный предмет. Границы его размыты и простираются от изобретения нового колпачка для зубной пасты до Пятой симфонии Бетховена [3]. Понять природу творческих способностей без понимания сущности творчества, разумеется, невозможно, хотя именно по этому вопросу существует множество разноречивых суждений, мнений, теорий и т.д. [7]
В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова творчество определяется так: «Творчество — создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей», а в Советском энциклопедическом словаре: «Творчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью .»
В. Н. Дружинин, основываясь на исследованиях Богоявленской и Матюшкина, считает, что творчество можно определить как некий выход за пределы (наличной ситуации либо имеющихся знаний) [21].
Я.А. Пономарев разводит понятия «творчество» и «деятельность», считая, что основным признаком деятельности является потенциальное соответствие цели деятельности ее результату, в то время как для творческого акта более характерно прямо противоположное — цель (замысел, программа и т.п.) и результат рас согласованы. Творческая активность может возникать в процессе деятельности, но связана она не с достижением намеченной цели, а с порождением в ходе деятельности побочного продукта. Этот побочный продукт и является настоящим результатом творчества [24].
С. Л. Рубинштейн указывал на характерные особенности изобретательского творчества: «Специфика изобретения, отличающая его от других форм творческой интеллектуальной деятельности, заключается в том, что оно должно создать вещь, реальный предмет, механизм или приём, который разрешает определенную проблему [19].
Как можно заметить, существует множество различных взглядов на творчество, которые, тем не менее, сходятся в одном — ключевой характеристикой творчества является принципиальная новизна продукта, то есть творческое мышление характеризуется поиском принципиально новых решений, выходом за рамки существующей системы.
При этом следует отметить, что творчество всегда предполагает творца [9]. Термин «творчество» указывает и на деятельность личности, и на созданные ею ценности, которые из фактов ее персональной судьбы становятся фактами культуры [25].
Близкое по смыслу к творчеству понятие — креативность (от лат. creatio – созидание), введенное Торренсом, обозначает способность к творчеству в широком смысле слова — способность продуцировать новые идеи и находить нетрадиционные способы решения задач. Креативность, однозначно так и не определенная Торренсом, продолжает восприниматься как синоним творческой активности в любой сфере человеческой деятельности. [21]. В данной работе эти понятия также употребляются как синонимы.
Антоним творчества — шаблонность, действие в заданных рамках, по принятым стандартам.
На простейшем уровне творчество означает создание чего-то не существовавшего раньше. В этом смысле приготовление обеда — пример творчества [3]. Важно отметить, что творчество всегда предполагает реальный продукт. Хотя фантазии могут быть совершенно новыми, их нельзя назвать творческими, пока они не воплотятся во что-то реальное, например, будут выражены в словах, записаны на бумаге, переданы в произведении искусства или отражены в изобретении.
Еще по теме:
Психическая деятельность и вызванные потенциалы
Вызванный потенциал— электрическая реакция мозга на внешний раздражитель или на выполнение умственной (когнитивной) задачи. Наиболее широко используемыми раздражителями являются визуальные для регистрации зрительных ВП, звуковые для регис ...
Понятие гендерного дисплея
Гендер (от англ. «род») понимается как одна из важных граней социальных отношений и включает три группы характеристик: биологический пол, полоролевые стереотипы, распространенные в обществе, а также так называемый «гендерный дисплей» – пр ...
Основные достижения и закономерности психического развития младенца
Первую половину года можно назвать периодом эмоционального общения ребенка с взрослым. Первое полугодие жизни - совершенно уникальный период в жизни и ребенка, и взрослого. Это отношение является положительным и бескорыстным. В первом пол ...



