Формирование сложных видов восприятия в дошкольном детстве

Материалы » Предмет и задачи детской психологии » Формирование сложных видов восприятия в дошкольном детстве

Страница 1

Восприятие величины

И.М. Сеченовым в работе «Физиология органов чувств»

было показано, что периферическим механизмом восприятия размера предмета является закономерное взаимодействие размера изображения на сетчатке глаза и сокращения глазных мышц. Размер предмета воспринимается при соответствующей степени сведения зрительных осей под определенным углом зрения, а это сведение осей измеряется мышечным чувством. Изменение величины угла зрения является показателем того или иного размера предмета на сетчатой оболочке. Зрительное различение размера предмета возможно лишь с помощью установления корковой связи между частями зрительного анализатора — сетчаткой глаза и его двигательной частью — мышцами глаза, которые приспосабливают глаз к восприятию предмета на том или ином расстоянии. Таким образом, восприятие величины предметов (так же как и других пространственных признаков) совершается движущимся глазом. Поэтому мышечному чувству И.М. Сеченов отводит особую роль. Благодаря мышечному чувству глаз подобно руке «ощупывает» предмет. Он функционирует в качестве измерительного прибора. «Измерителями» служат ощущения, возникающие на основе движения. Восприятие величины 1xbet ilə mobil tətbiq vasitəsilə hər zaman və hər yerə bahis edin.

складывается из нескольких составляющих: 1. Сетчатое

изображение(близко – большой, далеко – маленький); 2. Проприорецепторы мышц глаз

– они приспосабливают глаз видеть предмет на различном расстоянии, чем дальше предмет, тем меньше? напряжение мышц, чем ближе – меньше напряжение глаз. 3. Осязательно – проверенный

размер предмета (измерение). 4. Слово

– называние размера. Когда между всеми этими составляющими устанавливается связь в головном мозге, ребенок становится способным воспринимать размер объекта на глаз. Специфические особенности восприятия величины

: а)

глобальный характер

восприятия в младшем и раннем возрасте. Для детей универсальными являются понятия «большой», «маленький». б) существует константность величины

(постоянство) и носит локальный характер

: т. е. усвоенный признак закрепляется за конкретным предметом, объектом. Из всех параметров величины дети сложнее усваивают высоту, и к 6 годам при наличии обучения дети достаточно хорошо ориентируются в параметрах и понятиях величины. В д/в дается

только начальное представление величины и связано оно с созданием чувственной основы, для формирования в последующем научного понятия величина. Этапы становления ориентировки в пространстве

. Восприятие пространства – это сложный вид, т. к. в этом процессе задействовано несколько анализаторных систем: кинестетической (движение),зрительной, слуховой – их соотношение зависит от возраста. Восприятие пространства возникает у ребенка уже в возрасте 4 – 5 недель, когда ребенок научается фиксировать взглядом находящийся рядом предмет. Источником развития ориентировки в пространстве является движение объекта, помогающее ребенку выделить его из окружающего пространства. Практическое освоение пространства активно начинается с овладения ходьбой, когда у ребенка появляются новые ощущения: - преодоление пространства; - ощущение равновесия; - ощущение ускорения и замедления движения. В раннем возрасте

у ребенка начинает формироваться первая система отсчета, которую В. Мусейибова

называет чувственной системой

отсчета, пространственное соотношение соотносится с частями собственного тела. Позже на чувственную систему отсчета накладывается словесная

– ребенок усваивает 3 парные группы основных пространственных направлений: 1. Фронтальное

(вперед – назад); 2.

Вертикальное

(вверх – вниз); 3. Саггитальное(право – лево). Легче ребенку усвоить вертикальное направление, затем фронтальное и сложнее всего дается саггитальное. Каждый из пар пространственных обозначений ребенок первоначально осваивает одно направление и затем на основе сравнения противоположное. Мусейибова в развитии пространственныхориентировок выделяет 3 этапа

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Формирование ценностей в подростковом возрасте
подросток психологический ценностный Подростковый возраст является критическим с точки зрения формирования личности. На его протяжении последовательно формируется ряд сложных механизмов, знаменующих переход от внешней детерминации жизни ...

Выводы
Невербальное поведение личности способно открыть наблюдателю множество особенностей её внутреннего мира, психологического и физиологического состояния. Многообразие явлений невербального поведения столь широко, что может быть описано как ...

Психология агрессии: виды, компоненты, основные теоретические подходы
Проблема агрессивности является предмет большого числа психологических работ : как у нас в стране, так и за рубежом. К настоящему времени различными авторами предложено множество определений агрессий. В обыденном сознании "агрессия& ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru