Формирование сложных видов восприятия в дошкольном детстве

Материалы » Предмет и задачи детской психологии » Формирование сложных видов восприятия в дошкольном детстве

Страница 1

Восприятие величины

И.М. Сеченовым в работе «Физиология органов чувств»

было показано, что периферическим механизмом восприятия размера предмета является закономерное взаимодействие размера изображения на сетчатке глаза и сокращения глазных мышц. Размер предмета воспринимается при соответствующей степени сведения зрительных осей под определенным углом зрения, а это сведение осей измеряется мышечным чувством. Изменение величины угла зрения является показателем того или иного размера предмета на сетчатой оболочке. Зрительное различение размера предмета возможно лишь с помощью установления корковой связи между частями зрительного анализатора — сетчаткой глаза и его двигательной частью — мышцами глаза, которые приспосабливают глаз к восприятию предмета на том или ином расстоянии. Таким образом, восприятие величины предметов (так же как и других пространственных признаков) совершается движущимся глазом. Поэтому мышечному чувству И.М. Сеченов отводит особую роль. Благодаря мышечному чувству глаз подобно руке «ощупывает» предмет. Он функционирует в качестве измерительного прибора. «Измерителями» служат ощущения, возникающие на основе движения. Восприятие величины

складывается из нескольких составляющих: 1. Сетчатое

изображение(близко – большой, далеко – маленький); 2. Проприорецепторы мышц глаз

– они приспосабливают глаз видеть предмет на различном расстоянии, чем дальше предмет, тем меньше? напряжение мышц, чем ближе – меньше напряжение глаз. 3. Осязательно – проверенный

размер предмета (измерение). 4. Слово

– называние размера. Когда между всеми этими составляющими устанавливается связь в головном мозге, ребенок становится способным воспринимать размер объекта на глаз. Специфические особенности восприятия величины

: а)

глобальный характер

восприятия в младшем и раннем возрасте. Для детей универсальными являются понятия «большой», «маленький». б) существует константность величины

(постоянство) и носит локальный характер

: т. е. усвоенный признак закрепляется за конкретным предметом, объектом. Из всех параметров величины дети сложнее усваивают высоту, и к 6 годам при наличии обучения дети достаточно хорошо ориентируются в параметрах и понятиях величины. В д/в дается

только начальное представление величины и связано оно с созданием чувственной основы, для формирования в последующем научного понятия величина. Этапы становления ориентировки в пространстве

. Восприятие пространства – это сложный вид, т. к. в этом процессе задействовано несколько анализаторных систем: кинестетической (движение),зрительной, слуховой – их соотношение зависит от возраста. Восприятие пространства возникает у ребенка уже в возрасте 4 – 5 недель, когда ребенок научается фиксировать взглядом находящийся рядом предмет. Источником развития ориентировки в пространстве является движение объекта, помогающее ребенку выделить его из окружающего пространства. Практическое освоение пространства активно начинается с овладения ходьбой, когда у ребенка появляются новые ощущения: - преодоление пространства; - ощущение равновесия; - ощущение ускорения и замедления движения. В раннем возрасте

у ребенка начинает формироваться первая система отсчета, которую В. Мусейибова

называет чувственной системой

отсчета, пространственное соотношение соотносится с частями собственного тела. Позже на чувственную систему отсчета накладывается словесная

– ребенок усваивает 3 парные группы основных пространственных направлений: 1. Фронтальное

(вперед – назад); 2.

Вертикальное

(вверх – вниз); 3. Саггитальное(право – лево). Легче ребенку усвоить вертикальное направление, затем фронтальное и сложнее всего дается саггитальное. Каждый из пар пространственных обозначений ребенок первоначально осваивает одно направление и затем на основе сравнения противоположное. Мусейибова в развитии пространственныхориентировок выделяет 3 этапа

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Причины агрессии, ее виды и основные механизмы действия
Склонность человека к агрессивным действиям пытались объяснять по-разному. Одной из первых возникла точка зрения, согласно которой у животных и у человека существует врожденный "инстинкт агрессивности". Фрейд указывал на инстинк ...

Психологические особенности младших школьников
психологический школьник учебный эмоциональный Прежде чем перейти к рассмотрению психологических особенностей младших школьников необходимо дать определение, что же такое младший школьный возраст. По мнению Крутецкого В.А. младшим школь ...

Теории возникновения леворукости
В XX веке существовало множество гипотез, пытающихся объяснить возникновение леворукости. Леворукость рассматривалась в них как исключение из правил. Все теории о причинах происхождения леворукости делятся на три группы: а) генетические ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru