Особенности продуктивных видов деятельности в дошкольном возрасте
К продуктивным видам деятельности относят:
изобразительную деятельность и конструирование. В исследованиях детского рисунка В. Штерн
отмечал – рисунок ребенка не изображение конкретно воспринимаемого предмета, ребенок изображает то, что он знает об объекте, Ане непосредственно воспринимаемый образец. Д. Селли
– рисунок следует рассматривать как символ определенных понятий. Г. Кершенштейнер
– занимался изучением возрастной эволюции рисунка, наметил стадии развития рисунка: 1стадия – каракулей
, когда это обычно случайные метки и ребенка интересует только карандаш. 2 стадия –
последующей интерпретации, ребенок начинает давать названия
своим рисункам (2-3года), и схематичных рисунков (6-7лет). К
. Бюлер
считал рисунки по наблюдению незаурядными способностями ребенка. Л.С. Выготскийрассматривал детский рисунок как переход от символа к знаку. Детские рисунки — символы предметов, так как они имеют сходство с изображаемым, слово такого сходства не имеет, поэтому оно становится знаком. Рисунок помогает слову стать знаком. Как заметила Ш. Бюлер
, словесное обозначение в процессе создания — детского рисунка перемещается от конца к началу, и, в конце концов “оно становится названием, предшествующим самому рисованию. По мнению Л.С. Выготского
, с психологической точки зрения мы должны рассматривать рисунок как своеобразную детскую речь. Л.С
. Выготский
рассматривает детский рисунок, как подготовительную стадию письменной речи. Изобразительная деятельность
появляется в среднем у ребенка в 1,3 -1,6 месяцев, как только в поле зрения попадает карандаш, при этом все эти предметы рассматриваются как самые обычные предметы, с которыми можно манипулировать. Поэтому, как только он замечает, что один предмет оставляет след на другом, в ходе его манипулирования, то начинается собственная изодеятельность. В рисунках детей, как правило, отмечаются самые значимые тактильные впечатления. К 2,5 годам
в рисунке стремиться отобразить определенный замысел, т.е. появляются элементы планирования, но он бывает очень неустойчив, начинает рисовать пароход – заканчивает паровоз. В.С. Мухина
выявила следующие особенности рисования детей раннего возраста. Первую стадию развития она назвала доизобразительной стадией, и именно она приходиться на период раннего детства. Выделила несколько этапов: 1этап – каракули
, как результат свободного манипулирования карандашом; 2 этап- как результат свободного манипулирования карандашом, но при последующих ассоциациях с реальным предметом; 3этап
– каракули как изначально планируемый предмет, не несущий в себе изобразительности. 4 этап –графическое построение, отображающее общие черты изображаемого предмета. 1 – 3 этапы
– доизобразительные, а 4 этап
– изобразительный. Необходимо обучать детей следующим действиям: технике нанесения линий, обогащать опыт, обучать созданию графических образов. Средства выразительности: линия, цвет, композиция, величина объекта, форма, ритм. Умение узнавать предмет в рисунке стимулирует совершенствование изодеятельности. Ребенок всё больше ориентируется на зрительные впечатления. При обучении совершенствуются графические образы, вносятся новые элементы. Возникают шаблоны - присущая детскому рисованию тенденция к закреплению графических образов. В задачу обучения входит разрушение шаблонов. Характерная особенность - дети выражают свое отношение к рисунку. «Красивое - яркие краски и наоборот. Есть любимый цвет. Конструирование -
Еще по теме:
Цели и способы управления вниманием в
педагогическом процессе
Рассматривая педагогическое значение процессов внимания, Л.С. Выготский пришел к выводу о чрезвычайном значении такой формы проявления непроизвольного внимания, как детский интерес: “Детское внимание направляется и руководится почти всеце ...
Определение потребностей
Маклаков А.Г.:»Потребность — это исходная форма активности живых организмов. Потребность можно описать как периодически возникающее состояние напряжения в организме живых существ. Возникновение данного состояния у человека вызвано нехватк ...
Как сказать неправду, не раскрыв себя
Проблема с ложью заключается в том, что наше подсознание работает автоматически и независимо от нас, поэтому наш язык телодвижений выдает нас с головой. Вот почему сразу заметно, когда лгут люди, редко говорящие неправду, независимо от то ...