Психологические основы семейного воспитания
Семья
– это сложное социальное образование, малая группа, включающая мужчин и женщин, различных по возрасту, профессиональной определенности, общность, связанная узами супружества – родительства, родства кровного и духовного, осуществляющая воспроизводство населения, преемственность семейных поколений. Семейное воспитание
- система воспитания и образования, которая складывается в условиях конкретной семьи, силами родителей и родственников. Семейное воспитание
– это процесс сознательного формирования родителями духовных и физических качеств детей в соответствии с требованиями общества.
Семьи бывают гармоничными
(каждый выполняет свою роль, где высокий авторитет мужчины и женщины, которые умело разрешают конфликт) и дисгармоничные(фиксированное выполнение ролей по типу соперничества, псевдосотрудничества). Дисгармония в семье может быть между супругами или родителем и ребенком. Уровни наименее выраженной дисгармонии: ссора, конфликт, кризис, развод. Дисгармоничные детско-родительские отношения по Эйдемиллеру включает 6 основных
типов семейного неправильного воспитания. 1. Потворствующая гиперпротекция
– ребенок в центре внимания семьи, семья стремиться к максимальному удовлетворению его потребностей. 2. Доминирующая гиперпротекция
– ребенок в центре внимания родителей, которые мешают его самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты. 3. Жесткое обращение
– складывается из большого количества требований и запретов. Применение жестких санкций за их невыполнение. 4. Эмоциональное отвержение
– в крайнем проявлении это воспитание по типу Золушки. 5. Повышенная моральная ответственность
– образуется сочетанием высоких моральных требований к ребенку с пониженным к нему вниманием родителей. 6. Безнадзорность
– ребенок предоставлен самому себе, родители не интересуются им и не контролируют его. Им также дана характеристика 3х типов семей
. Педагогически несостоятельные семьи
– имеющие малосодержательный, непоследовательный характер семейного общения, относительно низкий общий нравственно – моральный уровень, обычно малокомпетентны в вопросах воспитания, но у них есть желание получить знания в этой области. Педагогически пассивные семьи
– пассивны в прямом воспитательном воздействии на ребенка, в силу ряда объективных причин. Однако нравственный микроклимат семьи, стиль отношений и характер общения остаются активно воздействующим фактором. Семьи
антипедагогического типа
- «закрытая система», скрывающаяся под маской мнимого благополучия свою антипедагогическую сущность. Эти семьи также характеризует предвзятое отношение к педагогическим советам, рекомендациям, зачастую их полное неприятие и отрицание. А.Я. Варга по
характеру отношения к детям выделяет 4 типа мам. Спокойная уравновешенная мама
– настоящий эталон материнства. Она все знает о ребенке, чутко реагирует на его проблемы, вовремя приходит на помощь. Заботливо растит его в атмосфере благожелательности и добра. Тревожная мама
вся во власти того, что ей постоянно мнится по поводу здоровья ребенка. Она во всем видит угрозу его благополучию. Тревожность и мнительность матери создает тяжелую семейную атмосферу, которая лишает покоя всех членов семьи. Тоскливая мама
вечно всем недовольна. Ее беспокойство и нервозность вызывают думы о ребенке, в котором она видит обузу, преграду на пути к возможному счастью. Вывод ясен: ребенку с такой мамой не повезло. Уверенная и властная мама
твердо знает, что хочет от ребенка. Жизнь ребенка спланирована ею до его рождения, и от запланированного мама не отходит ни на шаг. «Создавая» ребенка по идеальной модели, мама подавляет его, стирает его неповторимость, гасит стремление к самостоятельности, к инициативе. Главным в анализе детско-родительских отношений является представление роли. Принятие той или иной роли родителями по отношению к детям определяет стиль воспитания. По мнению В.И. Гарбузова
, который отмечает решающую роль воспитательных воздействий в формировании характерологических особенностей ребенка, существует 3 типа «неправильного воспитания». По типу А
(неприятие, эмоциональное отвержение) – неприятие индивидуальных особенностей ребенка, сочетающееся с жестким контролем, навязыванием ему единственно правильного поведения. Тип «А» может сочетаться с недостатком контроля, полным попустительством. По типу Б(гиперсоциализирующее) выражается в тревожно–мнительной концепции родителей о состоянии здоровья ребенка, его социальном статусе среди товарищей, особенно в школе, в ожидании успехов в учебе и будущей профессиональной деятельности. По типу В
Еще по теме:
Основные понятия
Звук – это уникальный мелодический "инструмент", данный человеку самой природой. Голос человека вибрирует всегда, когда он звучит (при разговоре, пении, шепоте). И более совершенного (в частности, с терапевтической точки зрения) ...
Выводы
Психологический выход из семейного конфликта прямо или косвенно реализуется через изменение общения между членами семьи. При этом обнаруживается парадоксальное на первый взгляд отношение обратившихся за помощью людей к формам своего конфл ...
Понятие коллектива
Взаимоотношения людей в процессе совместной деятельности, которой каждый человек посвящает значительную часть своей жизни, всегда вызывает особый интерес и внимание.
Совместная деятельность людей не может быть нейтральной по отношению к ...