Мотивационная сфера личности

Материалы » Особенности мотивации новичков-дистрибьюторов как фактор профессиональной неуспешности » Мотивационная сфера личности

Страница 3

Мотив как устойчивые свойства личности. Многие из мотивационных факторов со временем становятся настолько характерными для человека, что превращаются в черты его личности.

А.Н. Леонтьев [14] в своей теории деятельности пишет, о том, как мотивы превращаются в то устойчивое, что характеризует данную личность. С.Л. Рубинштейн также считал, что закрепившиеся мотивы становятся свойствами личности. Авторы отмечают, что устойчивые характеристики личности обуславливают поведение и деятельность в такой же степени, как и внешние стимулы, что личностные диспозиции (предпочтения, установки, ценности, мировоззрение, идеалы) принимают участие в формировании конкретного мотива, т.е. свойства личности включены в основание действий и поступков личности.

Е.П.Ильин, в результате анализа существующих теорий, рассмотрел вопрос о том, что же все-таки можно назвать мотивом – вопрос о границах и структуре мотива. В потребностный блок входят следующие компоненты: биологические и социальные потребности (примером разделения может послужить иерархия потребностей по А. Маслоу или квазипотребности по К.Левину), сюда также включено долженствование. Блок "внутреннего фильтра" – нравственный контроль, оценка внешней ситуации, оценка своих возможностей, предпочтения. В целевой блок – образ предмета, могущего удовлетворить потребность, опредмеченное действие, потребностная цель, представление процесса удовлетворения потребности.

Из изложенного выше следует, что границами мотива являются, с одной стороны потребность, а с другой – намерение что-то сделать, включая и побуждение к этому. В структуру мотива не входят стимулы, и в то же время он сам не залезает в структуру исполнительного действия. Структура же каждого конкретного мотива (т.е. основания действия) строится из сочетания тех компонентов, которые обусловили принятое человеком решение. Главную роль в структуре мотива, в особенностях его формирования содержит блок "внутреннего фильтра".

Очевидно, что на принятие решения в первую очередь влияют личностные качества субъекта, - интересы склонности, уровень притязаний, убеждения, идеалы, ценности, установки, отношения, то, как он оценивает свои возможности и условия достижения цели. Все эти психологические качества были образованы в процессе деятельности субъекта, в результате взаимодействия с окружающей средой.

Как уже говорилось выше, А.Н.Леонтьев считает, что основным вопросом формирования личности становится вопрос о том, как мотивы превращаются в то устойчивое, что характеризует данную личность [14]. Однако чаще всего свойствами личности становятся закрепившиеся и предпочитаемые способы формирования мотивов поведения и деятельности [7].

Таким образом, принятие в качестве мотива потребности дает возможность получить ответ, почему осуществляется активность, а принятие за мотив цели позволяет дать ответ для чего (ради чего) проявляется эта активность, а принятие за мотив устойчивых свойств личности дает ответ, почему выбраны именно эта цель, этот способ ее достижения. Рассмотренные мотивационные образования: диспозиции (мотивы), потребности и цели, устойчивые свойства личности (ценности) - являются основными составляющими мотивационной сферы человека.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Природные источники инфразвука
Ни для кого не секрет, что окружающая нас среда буквально пронизана инфразвуковыми колебаниями, среди природных источников инфразвука называют волны, землетрясения, ураганы, извержения вулканов, резкие колебания давления в атмосфере и пр. ...

Психологические причины страха
Наше восприятие мира не пассивный, а очень активный процесс. Мы видим события, людей и факты не объективно и беспристрастно, а сквозь некие рамки, шаблоны, фильтры, стереотипы восприятия, которые прихотливо и разнообразно искажают реально ...

Этапы развития изобразительных способностей
В начале ХХ века биогенетический закон Э. Геккеля (Онтогенез представляет собой краткое и быстрое повторение филогенеза) становится общепринятой концепцией в понимании проблем детской и педагогической психологии. Изобразительная деятельно ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru