Межличностные отношения как важный фактор, влияющий на социальный статус подростка
Главное психологическое приобретение юношеского возраста – это открытие своего внутреннего мира. Формирование новой временной перспективы сопряжено с известными психологическими трудностями. Обостренное чувство необратимости времени нередко соседствует в юношеском сознании с нежеланием замечать его течение, с ощущением, будто время остановилось. Подобная «остановка» времени психологически означает как бы возврат к детскому состоянию, когда время еще не существовало в переживании и не воспринималось осознанно. Главная трудность юношеской рефлексии состоит в правильном совмещении того, что А.С.Макаренко называл ближней и дальней перспективой. Ближняя перспектива – это непосредственная сегодняшняя деятельность и ее цели. Дальняя перспектива – долгосрочные жизненные планы, личные и общественные (6, 531).
Факторы, влияющие на социализацию.
Социальная активность – главное качество социализации. Содержанием социализации является выработка соответствующих социальных позиций личности.
Социологи, психологи и педагоги выделяют следующие факторы, влияющие на социализацию человека:
1. Семья. В любом типе культуры семья выступает основной ячейкой, в которой происходит социализация личности. В современном обществе социализация идет главным образом в малых по размеру семьях. Как правило, ребенок выбирает стиль жизни или образ поведения, которые присущи его родителям, семье.
2. «Отношения» равенства. Включение в «группы равных», т.е. друзей одного возраста, также влияет на социализацию личности. Каждое поколение имеет свои права и обязанности. В разных культурах существуют особые церемонии при переходе человека из одной возрастной группы в другую.
Отношения между сверстниками более демократичны, чем отношения между детьми и родителями. Однако дружеские отношения между сверстниками могут быть и эгалитарными: физически сильный ребенок может оказаться лидером и подавлять других. В «группе равных» дети вступают в широкую сеть контактов между собой, которые могут сохраниться на протяжении всей жизни индивида, создавая неформальные группы людей одного и того же возраста.
3. Обучение в школе. Это формальный процесс – определенный круг учебных предметов. Кроме формального учебного плана в школе существует то, что социологи называют «скрытым» учебным планом для детей: правила школьной жизни, авторитет учителя, реакции учителя на поступки детей. Все это потом сохраняется и применяется в дальнейшей жизни индивида. Отношение равенства тоже чаще формируется в школе, и система школьной жизни усиливает их влияние.
4. Средства массовой информации. Это очень сильный фактор воздействия на поведение и взгляды людей. Газеты, журналы, телевидение, радиовещание и т.д. влияют на социализацию индивида.
5. Труд. Во всех типах культуры труд является важным фактором социализации индивида.
6. Организации. Молодежные объединения, церковь, свободные ассоциации, спортивные клубы и т.д.тоже играют свою роль в социализации (4, 532).
Общение со сверстниками
В отрочестве общение со сверстниками приобретает совершенно исключительную значимость. В отношениях исходного возрастного равенства подростки отрабатывают способы взаимоотношений, проходят особую школу соц. отношений. В своей среде, взаимодействуя друг с другом, подростки учатся рефлексии на себя и сверстника. Взаимная заинтересованность, совместное постижение окружающего мира и друг друга становятся самоценными. Подросток теперь менее зависит от родителей, чем в детстве. Свои дела, планы, тайны он доверяет уже не родителям, а обретенному другу. В отношениях со сверстниками подросток стремится реализовать свою личность, определить свои возможности в общении. Чтобы осуществлять эти стремления, ему нужна личная свобода и личная ответственность. И он отстаивает эту личную свободу на взрослость. При этом по отношению к родителям, подросток, как правило, занимает негативную позицию.
Учеба в школе занимает большое место в жизни подростка.
Позитивное здесь – готовность подростка к тем видам учебной деятельности, которые делают его более взрослым в его собственных глазах. Такая готовность может быть одним из мотивов учения. Для подростка становятся привлекательными самостоятельные формы занятий. Подростку это импонирует и он легче осваивает способы действия, когда учитель лишь помогает ему.
Еще по теме:
Классификации конфликтов и проблема их
регулирования
Подходы к классификации конфликтов могут быть самыми разными. Так, социологи обращают внимание, прежде всего на микро- и макро - уровень конфликтов, на такие их основные типы, как социально - экономический, национально-этнический, политич ...
Психологические различия в поведении людей, мотивированных на успех и неудачу
По нашему мнению, на базе определенных нами различий в поведении людей с разными доминирующими мотивами будет легче определить роль и область влияния мотивации достижения на развитие личности. Именно поэтому в начале исследования перед на ...
Воздействие инфразвука на организм и психику человека
Некоторые ученые предполагают, что инфразвук оказывает сильное влияние на психику людей. Например, интересные результаты были получены американским ученым Данном. Он заметил, что летчики и космонавты, подвергнутые облучению искусственно с ...