Вывод

Материалы » Концепция "Человека-статуи" Э. Кондиальяка » Вывод

Кондильяк предложил оригинальную модель “человека – статуи”, развивавшую отличный от Декарта и Локка взгляд на происхождение и развитие умственной деятельности.

Пожалуй, самый известный из его примеров – пример «развития» статуи, которой последовательно даются - обоняние, слух, вкус, зрение, осязание. Постепенно она наделяется интеллектом, и начинает обладать способностью к восприятию ощущений и их анализу, что доказывает «неврожденность» способностей, а лишь приобретение их при помощи чувств.

Он смог создать целую систему обучения на основе разложения сложной проблемы на более простые. Анализ которых, включал в себя и элементы синтеза: сочетание идей и их сравнение.

Предположим, говорил Кондильяк, что существует человек, который поначалу не обладает ничем, кроме способности ощущать (“статуя”). Стоит ему получить извне первое ощущение, как это дает толчок разнообразным психическим процессам. Смена ощущений дает то, что Декарт относил на счет врожденных идей, а Локк – рефлексии. Сильное ощущение порождает внимание, сравнение одного ощущения с другим становится функциональным актом, который определяет дальнейшую умственную работу.

Мысли Кондильяка перекликаются с современными спорами о природе психического в связи с проблемой идеального и близки той точке зрения, согласно которой, психическое отражение есть идеальное явление объектов субъекту, и только в этом явлении существует.

Влияние Кондильяка на последующее развитие философии было существенным. Он оказал важное воздействие на французских материалистов, был одним из основоположников ассоциативной психологии.

Еще по теме:

Стили лидерства
Традиционными для социальной психологии являются исследования стиля лидерства, начало которым было положено в США в экспериментах под руководством К.Левина. Именно тогда были выявлены и прочно укоренились в социальной психологии представл ...

Основные виды и функции механизмов психологических защит
В различных источниках описывается разное количество защит. Единой и общепризнанной их классификации нет. Часто психологические защиты делят на 2 группы: 1. Проективные: их цель – не допустить информацию в сознание (расщепление, проекция ...

Понятия «инновации», «нововведения», виды, социально-психологические проблемы
К настоящему времени сложилась целая область науки – инноватика. Внутри самой инноватики появились относительно самостоятельные направления: формирование новшеств; сопротивление нововведениям; диффузия (распространение) новшеств; адаптаци ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru