Заключение

Материалы » Характер взаимосвязи типа родительского отношения и качества успеваемости ребенка в школе » Заключение

Семья служит базисом формирования личности ребенка. Родители играют важнейшую роль в формировании Я – концепции, и хотя окружающие могут внести свой вклад в развитие способностей ребенка, приоритет родителей в воспитании личности неоспорим. Психологический климат, который создают родители, имеет для ребенка жизненного важное значение. Ведущим фактором успеваемости ребенка в школе являются особенности построения отношений ребенка со значимыми взрослыми, а именно с родителями.

Проблема влияния доминирующего типа родительского отношения на ребенка сегодня приобрела особую актуальность. От того, какие стратегии поведения выбирают родители зависит эмоциональная, мотивационная, поведенческая и многие другие сферы ребенка, что в дальнейшем влияет на его успеваемость в школе.

В нашем исследовании мы опираемся на положения о роли родителей как факторе влияющим на успеваемость ребенка в школе в трудах Т.В. Архиреева, О.В. Барсукова, Б.С. Волков, М.Н. Емельянова, В.П. Кузьмина, А.У. Лопатин и др. [4, 7, 11, 12, 17, 23, 24, 29, 34, 37, 38, 40, 44, 58].

Проведя исследование мы сделали вывод

, что в семьях, где отношения родителей и детей строятся на понимании, принятии и признании, характеризуются высокой самооценкой, позитивными установками, социальной открытостью и т.д., нацелены на развитие у ребенка активности, самостоятельности, инициативности и пр., в целом создаются необходимые психологические условия для успеваемости ребенка в учебной деятельности. А дети, в семьях, с деструктивным типом родительского отношения, характеризуются низкой успеваемостью в школе и плохой дисциплиной.

Исходя из этого, можно сказать, что успеваемость ребенка в школе связана с конструктивным типом родительского отношения, а проявление низкой успеваемости – с деструктивным.

Дети, у родителей которых доминирует конструктивный тип родительского отношения, чувствуют себя комфортно, эмоционально благоприятно в семье, более раскрепощено, свободно, смело в проявлении себя в творчестве, общении, цели достижении и пр. Дети, родителям, которых свойствен деструктивный тип родительского отношения к ребенку, чаще испытывают неблагоприятное эмоциональное состояние, что, возможно, скрывает проявление потенциала, развитие способностей, уверенности в принятии одобрения со стороны родителей и др.

В соответствии с полученными результатами были разработаны следующие рекомендации для классных руководителей:

1) проводить разъяснительную работу с родителями, говоря о том что, несмотря на трудности, вызванные кризисом, не должно ослабевать внимание к ребенку, особенно младшего школьного возраста. Необходимо психологическое и педагогическое просвещение родителей;

2) точно определить тип воспитания семьи и при необходимости вовремя помочь в корректировке внутрисемейных отношений совместно с педагогом-психологом;

3) особенно усилить работу по повышению значимости и роли отца в воспитании и в обучении своего ребенка.

А также были разработаны рекомендации для родителей:

1) формируйте у ребенка положительное отношение к учебной деятельности, интеллектуальному труду, учителю, одноклассникам;

2) будьте внимательными к чувствам и переживаниям маленького ученика, необходимо их вовремя заметить, поговорить, успокоить ребенка;

3) ни в коем случае нельзя сравнивать результаты учебной деятельности ребенка с достижениями других, более успешных учеников;

4) необходима моральная и эмоциональная поддержка;

5) подчеркивайте ту сферу деятельности, где ребенок более успешен, помогая ему тем самым укрепить уверенность в себе;

6) спокойствие домашней жизни вашего ребенка поможет ему более эффективно решать трудности школьной жизни.

Таким образом, проведенное исследование факторов влияющих на успеваемость ребенка в школе позволили решить поставленные задачи, подтвердить выдвинутую гипотезу.

Еще по теме:

Методы психологического обеспечения
Исходя из анализа теоретических и практических работ в области психологии спорта психологическое обеспечение подготовки спортсменов определяется как систему мероприятий, направленных на мобилизацию резервов психики спортсменов, обеспечива ...

Коммуникативная рефлексия
При рассмотрении кооперативного аспекта рефлексии она трактуется как «высвобождение» субъекта из процесса деятельности, как его «выход» во внешнюю позицию по отношению к ней (Щедровицкий Г.П.). Г.П.Щедровицкий рассматривает рефлексию исхо ...

Типы привязанности
М. Эйнсворт и ее студенты во время проведения исследования в Балтиморе наблюдали малышей и их матерей в домашних условиях в течение первого года жизни детей, пребывая в их домах примерно 4 часа каждые 3 недели. Когда младенцам было 12 мес ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru