Профессиограмма следователя

Материалы » Психологические особенности личности следователя » Профессиограмма следователя

Страница 2

Поисковый аспект деятельности следователя (особое значение имеет на первом этапе расследования) проявляется:

· при осмотре места происшествия вместе с экспертом-криминалистом, который ему помогает отыскать и зафиксировать следы совершенного преступления (наблюдательность, высокая ориентация);

· при обыске с целью нахождения следов орудий преступления, вещей и ценностей, добытых преступным путем, а также других предметов и документов, имеющих значение для дела, когда следователь имеет достаточные данные считать, что они запрятаны в определенном или месте либо у какого-нибудь лица (наличие объема внимания);

· при выемке предметов и документов, имеющих значение для дела, когда следователь имеет точные данные, что они находятся у определенного лица или в определенном месте (наличие устойчивости внимания);

· при эксгумации трупа, т.е. изымания трупа с места его захоронения для судебно-медицинского исследования с целью уточнения определенных данных (умение концентрировать внимание) и д

Следователь обязан владеть табельным оружием и приемами самообороны.

Коммуникативный аспект деятельности следователя заключается в его общении с:

Ø подследственным (умение установить с ним контакт требует настойчивости, выдержки и крепких нервов);

Ø преступником во время допросов с целью выявления сообщников и т.п. (умение быть психологом и тонко улавливать правду и ложь в его ответах, способность установить истину);

Ø трудовыми коллективами, общественностью, добровольными помощниками, очевидцами (общительность);

Ø потерпевшими (умение проявлять чуткость);

Ø коллегами из органов дознания, другими правоохранительными органами с целью быстрого и полного раскрытия преступлений и установления виновных и др (наличие эмоциональной устойчивости).

Реконструктивный аспект деятельности следователя (переработка информации и принятие решения) включает:

Ø реконструкцию обстановки и обстоятельств события в форме следственного эксперимента и перепроверки показаний на месте (анализ и синтез полученной информации);

Ø реконструкцию - исследование личности преступника в ее развитии (изучение механизма образования преступного умысла, преступной установки, исследование субъективного отношения преступника к совершенному деянию);

Ø формулировку рабочей гипотезы (важен общий и специальный интеллект);

Ø планирование и организацию деятельности по раскрытию преступления;

Ø окончательные выводы по конкретному делу, обобщение личной следственной практики.

Удостоверительный аспект деятельности следователя (следователь должен хорошо владеть письменной речью, иметь навыки быстрого перевода устной речи в письменную) выражается:

o в протоколе следственного действия - документе о проведении следственных действий, об их содержании и последствиях (в нем отражаются: место и дата составления, должности и фамилии лиц, проводивших действия, адреса этих лиц; содержание проведенных следственных действий, время их начала и окончания; все существенные для дела обстоятельства, выявленные при выполнении данного следственного действия);

o в обвинительном заключении - процессуальном акте, в котором подводятся итоги расследования и формулируется обвинение.

Обвинение обязательно должно состоять из таких частей:

- описательной, где излагаются обстоятельства дела, их установление на предварительном расследовании, место, время, способы, мотивы и последствия преступления, а также доказательства, которые собраны по делу, и сведения о потерпевшем, показания каждого из обвиняемых по сути предъявленного ему обвинения, доводы, приведенные им в свою защиту, результаты их проверки;

- результативной, где приводятся сведения о личности каждого из обвиняемых, коротко излагается суть предъявленного обвинения с указанием статьи Уголовного кодекса, которая предусматривает данное преступление;

- в постановлении - решении следователя.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Этапы развития изобразительных способностей
В начале ХХ века биогенетический закон Э. Геккеля (Онтогенез представляет собой краткое и быстрое повторение филогенеза) становится общепринятой концепцией в понимании проблем детской и педагогической психологии. Изобразительная деятельно ...

Интеллект и творческие способности
Способности - это индивидуально психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения, то есть характеристики личности, выражающие меру освоения некоторой совокупности деятельнос ...

Уровни анализа причинности в психологии
Т.В. Корнилова в рамках экспериментальной психологии рассматривает три уровня реализации принципа причинности: 1. Мир психологической реальности, «открытый человеку в его субъективном опыте, и исследователю, который реконструирует данную ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru