Профессиограмма следователя

Материалы » Психологические особенности личности следователя » Профессиограмма следователя

Страница 2

Поисковый аспект деятельности следователя (особое значение имеет на первом этапе расследования) проявляется:

· при осмотре места происшествия вместе с экспертом-криминалистом, который ему помогает отыскать и зафиксировать следы совершенного преступления (наблюдательность, высокая ориентация);

· при обыске с целью нахождения следов орудий преступления, вещей и ценностей, добытых преступным путем, а также других предметов и документов, имеющих значение для дела, когда следователь имеет достаточные данные считать, что они запрятаны в определенном или месте либо у какого-нибудь лица (наличие объема внимания);

· при выемке предметов и документов, имеющих значение для дела, когда следователь имеет точные данные, что они находятся у определенного лица или в определенном месте (наличие устойчивости внимания);

· при эксгумации трупа, т.е. изымания трупа с места его захоронения для судебно-медицинского исследования с целью уточнения определенных данных (умение концентрировать внимание) и д

Следователь обязан владеть табельным оружием и приемами самообороны.

Коммуникативный аспект деятельности следователя заключается в его общении с:

Ø подследственным (умение установить с ним контакт требует настойчивости, выдержки и крепких нервов);

Ø преступником во время допросов с целью выявления сообщников и т.п. (умение быть психологом и тонко улавливать правду и ложь в его ответах, способность установить истину);

Ø трудовыми коллективами, общественностью, добровольными помощниками, очевидцами (общительность);

Ø потерпевшими (умение проявлять чуткость);

Ø коллегами из органов дознания, другими правоохранительными органами с целью быстрого и полного раскрытия преступлений и установления виновных и др (наличие эмоциональной устойчивости).

Реконструктивный аспект деятельности следователя (переработка информации и принятие решения) включает:

Ø реконструкцию обстановки и обстоятельств события в форме следственного эксперимента и перепроверки показаний на месте (анализ и синтез полученной информации);

Ø реконструкцию - исследование личности преступника в ее развитии (изучение механизма образования преступного умысла, преступной установки, исследование субъективного отношения преступника к совершенному деянию);

Ø формулировку рабочей гипотезы (важен общий и специальный интеллект);

Ø планирование и организацию деятельности по раскрытию преступления;

Ø окончательные выводы по конкретному делу, обобщение личной следственной практики.

Удостоверительный аспект деятельности следователя (следователь должен хорошо владеть письменной речью, иметь навыки быстрого перевода устной речи в письменную) выражается:

o в протоколе следственного действия - документе о проведении следственных действий, об их содержании и последствиях (в нем отражаются: место и дата составления, должности и фамилии лиц, проводивших действия, адреса этих лиц; содержание проведенных следственных действий, время их начала и окончания; все существенные для дела обстоятельства, выявленные при выполнении данного следственного действия);

o в обвинительном заключении - процессуальном акте, в котором подводятся итоги расследования и формулируется обвинение.

Обвинение обязательно должно состоять из таких частей:

- описательной, где излагаются обстоятельства дела, их установление на предварительном расследовании, место, время, способы, мотивы и последствия преступления, а также доказательства, которые собраны по делу, и сведения о потерпевшем, показания каждого из обвиняемых по сути предъявленного ему обвинения, доводы, приведенные им в свою защиту, результаты их проверки;

- результативной, где приводятся сведения о личности каждого из обвиняемых, коротко излагается суть предъявленного обвинения с указанием статьи Уголовного кодекса, которая предусматривает данное преступление;

- в постановлении - решении следователя.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Анализ рисунков умственно отсталых детей
Анализ рисунков умственно отсталых детей показывает, что рисунок 10-ти летнего ребёнка с умственным возрастом 5 лет будет, в значительной степени отличатся от рисунка 5-ти летнего ребенка с умственным возрастом 5 лет. Рисунки детей с умст ...

Формирование сложных видов восприятия в дошкольном детстве
Восприятие величины И.М. Сеченовым в работе «Физиология органов чувств» было показано, что периферическим механизмом восприятия размера предмета является закономерное взаимодействие размера изображения на сетчатке глаза и сокращения гла ...

Виды и направления оказания психологической помощи семье ожидающей ребенка
Второй нормативный кризис традиционно рассматривается как переходный этап жизненного цикла семьи, обусловленный фактом рождения ребенка. При этом психологи анализирую особенности протекания данного кризиса, часто игнорируют период зачатия ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru