Возрастные, социально психологические особенности старшего школьного возраста
Готовность к самоопределению как основное новообразование ранней юности. Одно из достижений этой ступени - новый уровень развития самосознания:
- открытие своего внутреннего мира во всей его индивидуальной целостности и уникальности;
- стремление к самопознанию;
- формирование личной идентичности, чувство индивидуальной самотождественности, преемственности и единства;
- самоуважение;
- становление личностного способа бытия, когда во многих жизненных коллизиях юный человек может вслух сказать: "Я - лично отвечаю за это!".
Эмоционально-волевая сфера. Эмоциональная сфера старшеклассника отличается: многообразием переживаний, особенно нравственного порядка; повышением устойчивости эмоций; способностью сопереживать; появлением чувства юношеской любви, которой свойственны проявление нежности, мечтательности, лиричности и искренности; развитием эстетических чувств.
Волевая сфера. Старшеклассники могут проявлять достаточно высокую настойчивость в достижении поставленной ими цели. У девочек, в старших классах, резко снижается смелость, что создаёт трудности в занятиях физическими упражнениями. В старших классах усиленно формируется моральный компонент воли. Часто, волевые усилия проявляются под влиянием социально значимой идеи. Волевая активность старшеклассника, практически всегда имеет характер целеустремлённости.
Еще по теме:
Вторая сигнальная система
У человека есть первая и вторая сигнальные системы, у животных – только первая. Представление о сигнальных системах человека и животных обосновал И.П.Павлов.
Первая сигнальная система – это система организма, обеспечивающая формирование ...
Врожденные, генетические и приобретенные сигналы
Несмотря на то, что проделано много исследований, ведутся горячие дискуссии по поводу того, являются ли невербальные сигналы врожденными или приобретенными, передаются ли они генетически или приобретаются каким-то другим путем. Доказатель ...
Аутоагрессия и ее профилактика
Одной из разновидностей агрессивного поведения является аутоагрессия,
которая проявляется в демонстративных суицидальных попытках и истинном суициде. А.Н. Абрамов считает, что суицидальное поведение,
т.е. весь комплекс мыслей, намерений ...