Заключение

Материалы » Взаимосвязь синдрома эмоционального выгорания с коммуникативными установками и субъективными ощущениями педагогов » Заключение

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что одной из серьезных проблем современной школы является эмоциональное выгорание педагогов.

Синдром эмоционального выгорания, характеризующийся эмоциональной сухостью педагога, расширением сферы экономии эмоций, личностной отстраненностью, игнорированием индивидуальных особенностей учащихся, оказывает достаточно сильное влияние на характер профессионального общения учителя. Данная профессиональная деформация мешает полноценному управлению учебным процессом, оказанию необходимой психологической помощи, становлению профессионального коллектива. Некоторые педагоги, подвергшиеся эмоциональному выгоранию, меняют профессию и всю остальную жизнь скучают по общению с детьми, другие же остаются работать, но, не зная как преодолеть «эмоциональное выгорание», не могут отдаться работе со всей душой, как это было раньше.

«Человеческий фактор» всегда играл ведущую роль в системе образования. От способности педагога быть воспитателем своих учащихся, учитывать их индивидуальные способности и склонности, от их умения создавать благоприятный социально-психологический климат в коллективе зависит эффективность учебной деятельности. Особенно данный показатель велик если педагог не испытывает негативных эмоций, которые могут стать предвестниками развития синдрома эмоционального выгорания.

Синдром эмоционального выгорания – есть длительное, неблагоприятное для развития личности педагога состояние, связанное с недостаточным, противоречивым и негативным воздействием на него социальной атмосферы (внешние обстоятельства) и завышенными требованиями к себе.

Обобщая выше изложенное, можно утверждать, что гипотеза, которая выдвигалась в начале эмпирического исследования, нами подтвердилась. Действительно, формирование и проявление синдрома эмоционального выгорания имеет свою специфику у учителей начального, среднего звена и воспитателей детских садов. Причем эмоциональное выгорание больше выражено у воспитателей, скорее всего это объясняется тем, что им приходится больше и чаще уделять внимания детям, так как они еще, совсем маленькие, и практически ничего не понимают В рамках работы мы провели эксперимент, который выявил, что большинство педагогов находятся на фазе резистенции. Доминирующими симптомами эмоционального выгорания являются: «неадекватное избирательное эмоциональное реагирование», «эмоционально нравственная дезориентация», «редукция профессиональных обязанностей».

Негативные коммуникативные установки в целом представлены такими компонентами как: «Завуалированная жестокость» - у воспитателей и учителей-предметников, «Открытая жестокость» - у воспитателей и учителей начальных классов, «Брюзжание» - у учителей начальных классов.

Субъективные болезненные ощущения, сопровождающие процесс эмоционального выгорания: учителя начальных классов, воспитатели, преподаватели среднего звена жалуются на общее истощение организма, учителя – предметники и воспитатели - на боли в различных частях тела. Для снижения синдрома эмоционального выгорания необходимо, чтобы педагоги осознали всю сущность проблемы, а для этого важно устраивать семинары, просветительские мероприятия, с помощью которых они поймут, что все проходит, главное захотеть. При сильно проявляющихся симптомах необходима коррекция и консультирование по запросам.Характеризуя проведенное исследование как завершенное на данном этапе, следует констатировать, что оно не исчерпало (и не может исчерпать) все аспекты этой сложной проблемы.

Еще по теме:

Мотивация достижения
Большую роль в объяснении влияния мотивации на эффективность профессиональной деятельности играют исследования мотивации достижения. Мотивация достижения проявляется в стремлении выполнить работу на высоком уровне везде, где имеется возмо ...

Понятие об ощущении и восприятии. Закономерности сенсорного развития детей д/в
Ощущение – это отражение отдельных свойств предметов, воздействующих на органы чувств. Выделяют 3 класса ощущений : 1) Экстерорецептивные , возникающие при воздействии внешних стимулов на рецепторы, расположенные на поверхности тела; 2) ...

Эмоциональность как параметр темперамента
В эмоциональной сфере между людьми обнаруживаются особенно яркие индивидуальные различия. Все особенности личности, ее характера и интеллекта, ее интересов и отношений к другим людям проявляются и отсвечивают в радуге эмоций и чувств. [15 ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru