Профессиональные требования к личностным качествам педагога
- наличие потребности и умений общения, общительность, коммуникативные качества;
- способность к эмоциональной эмпатии и пониманию людей;
- гибкость, оперативно-творческое мышление, обеспечивающее умение быстро и правильно ориентироваться в меняющихся условиях общения, быстро изменять речевое воздействие в зависимости от ситуации, индивидуальных особенностей учащихся;
- умение ощущать и поддерживать обратную связь в общении;
- умение управлять собой, своим психическим состоянием, своим телом, голосом, мимикой;
- умение управлять настроением, мыслями, чувствами
- умение снимать мышечные зажимы;
- способность к спонтанности (неподготовленной коммуникации);
- умение прогнозировать возможные педагогические ситуации, последствия своих воздействий;
- хорошие вербальные способности: культура, развитость речи, богатый лексический запас, правильный отбор языковых средств;
- владение искусством педагогических переживаний, которые представляют собой сплав жизненных, естественных переживаний педагога и педагогически целесообразных переживаний, способных повлиять на учащихся в требуемом направлении;
- способность к педагогической импровизации, умение применять все разнообразие средств воздействия (убеждение, внушение, заражение, применение различных приемов воздействия, “приспособлений” и “пристроек”) [43].
По мнению Н.Е. Щурковой [52] все перечисленные личностные качества не заменяют профессионализма, и поэтому вредны призывы к самосовершенствованию личности педагога, если они не подкрепляются хорошим профессиональным обучением, но, тем не менее, их влияние сильно и основательно. Выявленные личностные качества сберегают физическое, психическое здоровье педагога и укрепляют его духовные силы.
Еще по теме:
Работа социального педагога с семьей во время и после развода
Социальный педагог проводит социальную диагностику семей, составляет программу помощи семье, просвещает родителей в вопросах воспитания детей.
Социальный педагог стремится по возможности предотвратить проблему, своевременно выявить и уст ...
Влияние детско-материнской привязанности на психическое
развитие ребенка
Ранняя детско-родительская привязанность, формирующаяся по типу запечатления и имитации поведения родителей, существенно влияет на способность ребенка в школьном и более старшем возрасте адекватно социализироваться, приобретать правильные ...
Особенности проявления тревожности у детей подросткового возраста
Тревожность — переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента[1 ...