Групповые методы работы с застенчивыми детьми
«Маской» могут служить и образы сказочных героев. Например, в игре «Волшебник»
ребенок, до которого ведущий дотронется «волшебной палочкой», превращается в сказочного героя. Ребенок изображает его средствами пантомимы. А остальные дети отгадывают, что это за герой, и из какой он сказки. Участие в этой игре помогает ребенку преодолеть чувство робости, скованности. В следующий раз сделать это ему будет значительно легче [12, c.32].
Игры, где есть телесный контакт, особенно полезны для застенчивых детей. Например, игра «Руки
». Дети встают в круг, а водящий, проходя по нему, изучает руки каждого. Затем водящему завязывают глаза и он, прикасаясь к рукам кого-либо из круга, отгадывает, кому они принадлежат.
Игра «Трудный путь
». Дети плотно стоят спиной друг к другу и по очереди, начиная с первого, пробираются между стоящими. Пройдя этот трудный путь, каждый встает последним, и движение продолжается. Из той же серии и народная игра «Жмурки».
Ещё одно очень действенное упражнение под названием «Рычи, лев, паровозик, пыхти!».
Суть этой игры заключается в том: для того чтобы сломать лед молчания в группе детей, кажущихся замкнутыми и неконтактными, необходимо позволить им расслабиться и порычать, как львам, а затем попыхтеть, как маленьким паровозикам.
Мы все львы большой семьи; мы всегда рычать могли, и узнаем мы сейчас, кто рычливее из нас! Когда я скажу: «Рычи, лев, рычи» — покажите мне вашего рычащего льва.
Кто может громче? Так, сейчас рычат львы . Это лев? Это жалкий котенок. А я хочу услышать настоящий рык.
Затем позволить детям побегать по комнате гуськом, держась за плечи друг друга. Сначала они будут «большим паровозом». Начать медленно. Двигаясь по кругу, пыхтеть и гудеть. Когда ведущий вернется к месту старта, пройти в конец поезда и стать, изображая служебный вагон, а ребенок, стоявший ранее заведующим, будет паровозом. Он или она должны пыхтеть немного громче и двигаться немного быстрее. Продолжать до тех пор, пока каждый ребенок не побудет вагоном и паровозиком и действительно не накричится и не напрыгается. Закончить игру крушением - все падают на пол [12, с. 36].
Данные ниже упражнения направлены на преодоление замкнутости, пассивности, скованности детей, а также способствуют двигательному раскрепощению. Это важно, так как только физически свободно чувствующий себя ребенок спокоен и психологически защищен [12, с.48].
«Путаница».
Игра для нескольких детей. Они встают в круг, закрывают глаза и, вытянув вперед руки, сходятся в центре. Правой рукой каждый берёт за руку любого другого ребенка, левая оставлена для того, чтобы за нее кто-нибудь взялся. После этого все открывают глаза. Взрослый помогает детям в том, чтобы за одну руку взялся только один ребенок. Таким образом, образуется путаница. Задача детей — распутаться, не отпуская рук.
В этой игре хорошо использовать веселую, бодрящую музыку.
«Сборщики».
Масса всевозможных мелких игрушек разбросана на полу. Участники игры разбиваются на группы по 2—3 человека и берутся за руки. По сигналу ведущего обеими свободными руками каждая тройка должна собрать как можно больше предметов. После того как все предметы собраны, каждая тройка подсчитывает число имеющихся у них предметов. При сборе используется веселая, энергичная музыка.
В ходе этой игры могут возникнуть различные конфликтные ситуации внутри одной группы или между ними, которые можно использовать для разыгрывания.
Еще по теме:
Характеристика речевого развития детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом – речевая аномалия, при которой страдает формирование всех компонентов речевой системы: словаря, грамматического строя, звукопроизношения, связной речи. ...
Личностные особенности подросткового возраста, имеющие значение в формирование
делинквентного поведения
По мнению L. Michaux (1964), до 70 % делинквентных подростков обнаруживает изначальные нарушения характера. А. А. Вдовиченко (1976) среди делинквентных подростков в 66 % установил различные типы акцентуаций характера. Н. И. Озерецкий (193 ...
Основные психологические аспекты понятий " семья" и " брак"
Брак - это исторически изменяющаяся форма отношений между мужем и женой, на основании чего упорядочивается их половую жизнь и усматривает их супружеские права и обязанности [18].
Семья - более сложная система взаимоотношений, чем, брак, ...