Структура и процессуальные характеристики совместной деятельности

Материалы » Социально-психологические факторы эффективности групповой деятельности » Структура и процессуальные характеристики совместной деятельности

Страница 2

Взаимосвязанность понимается как характеристика структуры совместной деятельности.

Если А. Л. Журавлев рассматривает взаимосвязанность в качестве одного из признаков совместной деятельности [19], то Н. Н. Обозов выбирает ее в качестве основной и исходной характеристики совместной деятельности. Поэтому в его классификации типу взаимосвязанности (изолированность, предполагаемая взаимосвязанность, взаимосвязанность по типу “молчаливого соприсутствия”, по типу “влияния и взаимовлияния”, активная взаимосвязанность, коллективистская взаимосвязанность) ставится в соответствие вид совместной деятельности [14].

Структура совместной деятельности характеризуется через формы кооперации.

Этот подход развернуто представлен в работе Р. Славина [35]. Анализируя кооперативные методы обучения, автор выделяет побудительные кооперативные структуры и кооперативные структуры задачи, по-разному оценивая их роль и место в формировании совместности.

Х. Кук и С. Стингл проанализировали большое число подходов к пониманию кооперации: от классических бихевиористических определений до подходов на основе учета социальных и ситуативных факторов. Так, М. Дойч считает, что в кооперативной ситуации цель может быть достигнута индивидом только в том случае, если к достижению этой цели будут стремиться и другие индивиды, а Л. Доуб определяет кооперацию через совокупность признаков: стремление всех членов группы к общей цели; знание, что эффективный результат может быть достигнут только через кооперацию; вознаграждение только за те индивидуальные действия, которые являются частью общей кооперативной схемы. Проведенный X. Куком и С. Стинглом анализ показывает, что при всем многообразии подходов к описанию процессов кооперации внимание исследователей останавливается на поведенческих характеристиках, при этом из поля зрения выпадают внутренние установки и интенции участников кооперации.

При анализе зарубежных работ по проблемам кооперации обращает на себя внимание то, что психологическое содержание используемого термина вскрыто недостаточно: не разводятся кооперация, взаимодействие и сотрудничество, кооперация как операторное взаимодействие и как социально-психологическое.

В рамках теоретического подхода к анализу совместной деятельности, представленного в работах Г. М. Андреевой, кооперация является одновременно решающим условием осуществления совместной деятельности и ее главной отличительной чертой. При этом сама кооперация понимается как своего рода слияние индивидуальных деятельностей в общественную, и поэтому в качестве важнейших взаимосвязанных ее признаков выделяются предметность и совместность [1].

Процесс совместной деятельности понимается как взаимодействие функционально-ролевых позиций участников.

При анализе проблемы определения субъекта совместной деятельности мы уже отмечали, что многие авторы в качестве одной из принципиальных характеристик и отличительных черт совместной деятельности фиксируют факт разделения функций или ролей членов группы в процессе осуществления совместной деятельности. Однако лишь в очень незначительном числе работ предпринимается попытка изучения самого процесса взаимодействия этих функционально-ролевых позиций в достижении группового результата; их авторами установлено, что:

- четкая дифференциация ролей способствует достижению успешности при совместном решении задач;

- формы организации совместной деятельности связаны с конкретными способами распределения ролей и обязанностей;

- стихийность и заданность ролевого распределения участников по-разному влияют на протекание решения групповой задачи;

- ролевые показатели позволяют проанализировать содержательное и функциональное взаимодействие участников групповой работы;

- эффективность ролевой дифференциации в совместной деятельности связана с согласованностью в ее выделении и гибкостью перестройки в процессе функционирования группы.

Процесс совместной деятельности состоит в координации действий и операций участников.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Характелогические особенности личности. Проблема становления в дошкольном возрасте
Характер – это совокупность устойчивых качеств личности, которые формируются прижизненно, в процессе взаимодействия с социумом. Структурой характера называют - отдельные свойства характера, которые зависят друг от друга, связаны друг с ...

Сексуальная сфера личности
За последние 50 лет произошли огромные изменения в сексуальных установках. Однако недавние исследования говорят о том, что действительное сексуальное поведение может оказаться не таким свободным, как иногда предполагается. Понимание патте ...

Психодиагностическая беседа
Возможность единения рисуночной («невербальной») продукции субъекта с вербальной само по себе расширяет возможности работы психолога по линии единения сознательной и бессознательной сфер психики индивида. Конкретный диалог позволяет не уп ...

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru